С П Е Ц П Р О Е К Т

На игре
Ульяновский стартап разработал проект геймификации образования
Разрешение социальных вопросов в России все чаще берет на себя бизнес. От разовых благотворительных взносов и корпоративных волонтерских акций предприниматели переходят к системной работе над той или иной социальной проблемой в своем регионе. Мы выяснили, какие социальные проекты разрабатывают ульяновские предприниматели, от кого они получают поддержку и чем социальный бизнес отличается от благотворительности.
Социальный vs бизнес
В России социальное предпринимательство — направление новое, которое многие до сих пор считают оксюмороном и смысл которого понятен не всем. От благотворительности оно отличается тем, что это не привычный сбор средств на лечение детей, а целый механизм решения острых социальных проблем с помощью бизнеса. При этом речь идет не о пожертвованиях со стороны бизнеса и не о волонтерских программах, а именно о бизнесе, самоокупаемом и созданном специально для решения тех или иных социальных проблем. Плюс такого подхода в том, что работа социального предпринимателя не заканчивается, когда заканчиваются пожертвования или гранты, а продолжается благодаря собственным ресурсам и даже масштабируется по мере роста бизнеса.

Именно такие проекты ищет Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам», который уже 7 лет поддерживает компания Tele2 и ее партнеры. Фонд помогает социальным предпринимателям реализовывать оригинальные идеи, которые должны улучшить качество жизни российских детей — независимо от их возраста, состояния здоровья и социального положения.

Мы выбираем, нас выбирают

Чтобы выбрать лучшие социальные проекты, фонд каждый год объявляет конкурс «Навстречу переменам» и собирает заявки от предпринимателей из регионов. Заявки подают в электронном виде, потом специалисты фонда проводят первичный отбор. Проект может быть на любой стадии реализации — от идеи до успешного бизнеса, главное — он должен быть не «старше» трех лет и действительно направлен на позитивные сдвиги в сфере детства. Заявки, которые прошли первичный отбор, проходят еще несколько отборочных этапов, причем все предприниматели в процессе могут получить консультации специалистов фонда и «докрутить» свой проект до рабочего бизнес-плана. В последнем — очном этапе конкурса в Москве участвуют 10 проектов-финалистов, пять из которых получают гранты по 1,2 млн рублей.

«Проблематика проекта должна быть острой и важной в первую очередь для того региона, откуда сам участник. Он должен объяснить, в чем именно заключается эта проблема и какие есть пути ее решения. Нам важно понимать реальную пользу, амбиции автора и возможность масштабирования его идеи. Проект должен содержать что-то новое, а лучше — инновационное», — рассказывает о критериях отбора проектов исполнительный директор фонда «Навстречу переменам» Евгения Телицына.
В жюри конкурса входят не только попечители и партнеры фонда «Навстречу переменам», но и дети. По мнению организаторов, они наравне со взрослыми могут оценить важность проекта, так как лучше чувствуют то, что необходимо им самим и их сверстникам.
«На мой взгляд, нет более эффективной социальной ответственности предпринимателей, чем помощь тем, кто умеет нести добро и создавать постоянно работающие системы. Возможности организаторов и искреннее неравнодушие участников конкурса создают синергию, способную решать острые проблемы, объединять опыт предпринимателей и возможности участников для построения устойчивого бизнеса», — добавил председатель совета директоров группы «ЕСН» и член жюри конкурса «Навстречу переменам» Григорий Березкин во время подведения итогов конкурса 2018 года.

В этом году, кстати, конкурс вышел на новый уровень. На финал прилетела генеральный директор шведского благотворительного фонда Reach for Change София Брейтхольц.
Ульяновск и дети

Всего в 2018 году на конкурс было подано 298 заявок, большая часть из них была направлена на поддержку детей с проблемами здоровья. От ульяновских предпринимателей в прошлом году поступило шесть заявок. До финала из этих шести дошла одна — от Марины Струльниковой. Она взялась решить в регионе проблему школьного образования. По статистике фонда «Общественное мнение», которую привела госпожа Струльникова на защите своего проекта, более 75% опрошенных недовольны школьным образованием. Оказалось, что большинству современных детей в век цифровизации скучно учиться в общеобразовательной школе.
Автор проекта, которая имеет большой опыт развития старпатов и совместно с ведущими российскими экспертами участвовала в разработке концепции школы нового типа, предложила свой вариант решения этой проблемы. Ее проект «Точка Немо» представляет собой цифровую образовательную платформу, где ребенок познает мир через игру. Задания даются в формате квеста с различными игровыми персонажами. Платформа интерактивная — ученику приходится самостоятельно добывать знания — и подстраивается не только под уровень развития конкретного ребенка, но и под его персональный способ изучения мира. Кому-то проще дается логика, кому-то — образная подача. Этим достигается персонализация процесса обучения, которая практически отсутствует в школьной образовательной системе, и ребенку учиться действительно интересно.

Марина Струльникова уже разработала бизнес-план и планирует выйти на самоокупаемость в 2020 году. Предполагается, что доход будет приносить расширенный платный функционал платформы, базовая версия которой будет бесплатной. Пока же проект находится в начальной стадии, и госпожа Струльникова вкладывает в идею свои личные средства.

Правда, в пятерку победителей конкурса проект из Ульяновска не вошел. В этот раз жюри сосредоточилось на инициативах, которые носят более прикладной характер и могут быть реализованы с меньшими затратами и в более короткие сроки. Но хотя Марина Струльникова и не получила грант, ее ждет нечто более ценное — возможность в течение года развивать свой проект в бизнес-инкубаторе фонда, получать консультации и поддержку специалистов в юридической, экономической и других сферах. Для стартапа это чаще всего самое важное.
Победители 2018 года IV Всероссийского конкурса социальных предпринимателей

1. Ирина Белозерова (Архангельск). Проект «Нейроворсинки»: специальная продукция из шерсти для недоношенных детей.

2. Елена и Павел Максимовы (Тула). Проект «В тишине»: подготовка детей с нарушениями слуха к ЕГЭ.

3. Алексей Соколов (Новосибирск). Проект «Жестовый код»: приложение для повышения уровня культуры и знаний у глухих людей.

4. Александра Фешина (Москва). Фонд «Свет в руках»: помощь родителям при потере ребенка во время беременности, родов или в первые месяцы его жизни.

5. Юрий Мосенжник (деревня Шутово, Псковская область). База отдыха и ретрит-центр для семей с особыми детьми.
Эффект масштаба

За пять лет реализация проектов, которые поддержал фонд «Навстречу переменам», позволила помочь 330 тысячам детей в России. При этом 80% проектов прошлых лет продолжают успешно развиваться и имеют предпринимательские перспективы. По словам генерального директора Тele2 и члена жюри конкурса Сергея Эмдина, это и есть основная задача фонда.

«Наша задача — не просто финансировать интересные идеи, а создавать из них бизнес, чтобы каждый рубль, полученный от нас, решал максимальное количество социальных проблем и создавал устойчивый и самоокупаемый проект. Мы понимаем, что за многими проектами стоят не профессиональные бизнесмены, и им пока не хватает экономического обоснования, концепции развития бизнеса и зрелости. Но это можно и нужно исправлять, — поясняет Сергей Эмдин. По словам господина Эмдина, сейчас в инкубаторе фонда — 20 социальных предпринимателей. Волонтеры фонда — менторы, наставники и консультанты участников проекта много работают с ними.

В следующем году организаторы конкурса планируют увеличить число регионов-участников, а также привлечь к проекту новых партнеров. Какова будет сумма, выделяемая для поддержки начинающих бизнесменов, пока остается в тайне.

В следующем году организаторы конкурса планируют увеличить число регионов-участников, а также привлечь к проекту новых партнеров. Какова будет сумма, выделяемая для поддержки начинающих бизнесменов, пока остается в тайне.
Добавим, помочь социальным предпринимателям может любой абонент Tele2. Для этого можно просто подключить благотворительный сервис Tele2 через USSD-команду: достаточно набрать *453# и нажать «Вызов». После этого каждый день с лицевого счета абонента будут списываться 5 рублей в пользу фонда. В прошлом году с помощью этого сервиса абоненты Tele2 пожертвовали на социальные проекты около 5 млн рублей.

Подробнее о фонде можно узнать на сайте проекта www.fond-navstrechu.ru

Другие материалы проекта