С П Е Ц И А Л Ь Н Ы Й   П Р О Е К Т
Digital-трансформация бизнеса
Другие материалы проекта
Всемирно известный и успешный ресурс super-knit-socks имеет очень интересную историю своего возникновения и успеха.

Жила одна бабушка, которая за неделю вязала одну пару шерстяных носков и потом продавала их на рынке недалеко от дома. В итоге в месяц она связывала четыре пары. У бабушки был внук, который подключился к стартапу пенсионерки, привнеся в него современный подход. Он оцифровывал дизайн ее носков и купил робота «Вязальщик-5», который мог связать за такое же время 100 пар. Далее бабушка и внук решают продавать носки через интернет и создают сайт. Автоматизировав ручной труд, бабушке остается только контролировать производство и пополнять сайт новыми моделями. Расширяя рынок сбыта, они, наконец, выходят на горнолыжные курорты.

Увидев, что носки расходятся как горячие пирожки, другие бабушки тоже решили подзаработать. Увидев такой ажиотаж, наша бабушка с внуком сделали «ход конем», прибегнув к помощи цифровых технологий. Они создали глобальный ресурс с дронами, благодаря этому бабушки со всего мира сейчас продают свои оригинальные носки по всей Земле. С помощью сбора данных, алгоритмов машинного обучения бабушки из разных стран получают точную аналитику, что позволяет им постоянно совершенствовать модели свои носков, а в итоге увеличиваются объемы продаж. Благодаря ресурсу их не волнуют вопросы логистики, закупки шерсти, покупки новой модели «Вязальщик 8», а за ним «Вязальщик X» и т. д.

Так возник ресурс super-knit-socks, который благодаря digital-трансформации стал самым крупным в мире сервисом по продаже носков.
Курс на цифру
Согласно исследованию, проведенному совместно SAP и Oxford Economics, 84% из более чем 3000 опрошенных руководителей высшего звена глобальных компаний из 17 стран считают, что в ближайшие пять лет цифровая трансформация станет критически важной для ведения бизнеса. Все они согласны, что в ближайшие пять лет их бизнесу потребуется цифровая трансформация — перестройка бизнес-процессов, операций, продуктов так, чтобы получить все преимущества, предоставляемые современными цифровыми технологиями. Как не парадоксально, но только 3% опрошенных предприняли какие-то конкретные действия в этом направлении.

В России тема цифровой экономики вошла в моду после того, как ее в конце 2016 г. назвал в числе национальных приоритетов президент Владимир Путин в тексте послания Федеральному собранию.

84% руководителей высшего звена из 17 стран считают, что цифровая трансформация станет критически важной для ведения бизнеса
Курс на цифровую экономику так или иначе коснулся всех отраслей бизнеса. Правительство активно стимулирует экономику, и бизнес развивается в соответствии с современными информационными трендами. С помощью новых технологий существенно ускорились процессы взаимодействия между бизнесом и властью, бизнесом и бизнесом. Электронный документооборот, например, позволяет в считанные минуты получить необходимый документ. В 2018 году российские банки приступили к внедрению единой системы идентификации клиентов. Удаленная биометрическая идентификация по отпечатку пальца, лицу или подписи позволяет не только повысить безопасность данных, но и упрощает процесс взаимодействия. В новом году ожидается, что процесс внедрения инноваций пойдет еще стремительнее. В крупных российских городах smart-технологии сегодня внедряются не менее активно, чем в западных мегаполисах. Конечно, новые технологии сталкиваются с рядом проблем. В первую очередь, с непониманием.
Технофобы останутся за бортом
Сегодня большинство российских компаний сосредоточены именно на цифровизации ключевых процессов и в массе своей воспринимают цифровизацию как новый виток автоматизации. Это война между лидерами технофобов старой школы и технологическими инновациями, которые представляют совершенно другой способ ведения бизнеса. Цифровая трансформация — это не только про то, как экономить. В большей степени это история о том, как зарабатывать больше, а иногда просто сохранить бизнес в условиях стремительно меняющегося мира.

Вивек Бапат, старший вице-президент и глобальный руководитель по направлению маркетинговой стратегии и идейного лидерства в SAP
«Больше не существует выбора между цифровой трансформацией и ее отсутствием — теперь это неотъемлемый фактор для увеличения прибыли, доходов и роста компании. Руководителям нужно перейти от простого понимания важности цифровой трансформации к полноценному воплощению этих идей в своем бизнесе. Это требует инновационных прорывных технологий, инвестиций в навыки работы с цифровыми технологиями и в переквалификацию уже нанятых сотрудников. Последующие годы станут показательными и разделят победителей цифровой трансформации и тех, кто остался позади».
С каждым днем цифровых технологий становится все больше. Как, находясь в окружении цифровых новинок, сориентироваться и выбрать те технологии, которые нужны именно сейчас? Изучить истории успеха, узнать об опыте других компаний разных отраслей. Конечно, наверное, не стоит падать в омут цифры, основываясь на опыте сервиса по продаже носков. Примеров много: «Газпром нефть» реализует проекты на основе технологии «блокчейн» (завершены проекты контроля заправки самолетов в аэропортах и логистики материально-технических ресурсов). «Роснефть» имеет в портфеле программы «Цифровая скважина», «Цифровая АЗС», «Цифровой завод». СИБУР успешно внедрил систему улучшенного управления технологическими процессами, Data Science (предиктивная аналитика), мобильный ТОиР (техническое обслуживание и ремонт). Главное условие при выборе направления цифровизации — применимость тех или иных технологий должна быть обоснована и оправдана с точки зрения экономики и будущего компании.

Адаптироваться к изменениям в мировой экономике и использовать инновационные подходы сегодня вынуждены компании любого уровня, будь то небольшое предприятие или крупные фирмы с сетью филиалов. Иначе прибыль получит конкурент, а деловой партнер найдет другого подрядчика, более гибкого.
Текст: Мария Буянцева
Фото: Дмитрий Коротаев, freepik.com
Другие материалы проекта