За последние три года термин «big data» перестал ассоциироваться с научной фантастикой и стал все чаще звучать на отраслевых мероприятиях и форумах, посвященных цифровой экономике. О настоящем и будущем анализа больших данных, а также о развитии 4G-сети и «других правилах» в бизнесе в условиях жесткой конкуренции на телеком-рынке рассказал директор самарского филиала Tele2 Петр Семенищев.
Спецпроект / Интервью
«За большими данными — большое будущее»
За последние три года термин «big data» перестал ассоциироваться с научной фантастикой и стал все чаще звучать на отраслевых мероприятиях и форумах, посвященных цифровой экономике. О настоящем и будущем анализа больших данных, а также о развитии 4G-сети и «других правилах» в бизнесе в условиях жесткой конкуренции на телеком-рынке рассказал директор самарского филиала Tele2 Петр Семенищев.
— В последнее время исследование больших данных называют «новым золотом» телекома. Какова польза от этого «золота» телеком-операторам, а также региону и его жителям?
— Мы, как оператор, используем результаты анализа больших данных при разработке новых продуктов, развитии розничной сети, строительстве инфраструктуры и для таргетирования сервисов. Приведу пример: мы можем проанализировать перемещения наших абонентов в течение дня, чтобы понять, когда и где им удобнее было бы зайти в наш салон, и открываем новые салоны связи именно там, где они нужны. Ведь нередко в густонаселенном спальном районе салон связи оказывается невостребован, так как большую часть дня и вечера его жители проводят там, где работают, и за новым гаджетом или сим-картой им удобнее зайти около работы. Именно там мы и открываем новые точки.
Этот же принцип используется при развитии сети. Наши специалисты в сфере больших данных анализируют, куда чаще всего ездят и где проводят время самарцы, и дают рекомендации по дальнейшему развитию сети в этих локациях. В обоих случаях абоненты несомненно выигрывают.
Во всем мире использование big data позволяет развивать городскую инфраструктуру в соответствии с потребностями горожан
Что касается города, то во всем мире использование big data позволяет развивать городскую инфраструктуру в соответствии с объективными потребностями горожан. Например, проанализировав, какими маршрутами чаще всего ездят наши абоненты, из какого в какой район перемещаются каждый день, мы можем помочь городским властям сформировать новую схему общественного транспорта, отвечающую фактическим нуждам жителям. Это может сделать жизнь горожан намного комфортнее, а транспортную сеть — действительно удобной. Вообще за большими данными, на мой взгляд, — большое будущее.
— Вы упомянули про развитие сети. Каковы планы Tele2 по развитию сети в Самарской области на 2019 год? Планируется ли расширять покрытие?
— Да, в 2019 году мы продолжим планомерное строительство сети. Сейчас голосовой связью 2G может воспользоваться 83% жителей Самарской области, быстрый мобильный интернет третьего поколения доступен 82% населения, а высокоскоростной интернет 4G есть на территории, где проживает более половины населения губернии. Сейчас LTE-сетью в основном покрыты столица региона и крупные города. В наших планах на этот год увеличить количество базовых станций четвертого поколения еще на 15% и обеспечить доступ к высокоскоростному интернету еще сотни тысяч жителей области. А это значит, что все больше жителей региона смогут получать качественную связь там, где она требуется.
— Чтобы пользоваться LTE-сетью, нужны смартфоны с поддержкой 4G. Много ли их сейчас в Самарской области? Растет ли их доля в общем числе устройств?
— Сейчас 4G-смартфоны доступны как никогда. За 4 тыс. руб. в нашем салоне можно купить, например, весьма качественный 4G-смартфон с полным набором необходимых функций. Это примерно как один поход в продуктовый супермаркет или пышный букет роз на 8 марта. Поэтому число таких устройств в регионе довольно быстро растет. Сейчас в Самарской области гаджетами с поддержкой LTE пользуется уже 60% наших абонентов. По нашим подсчетам, к концу года эта цифра серьезно вырастет, поэтому мы и развиваем 4G-сеть — она сейчас действительно востребована.
— Развития сети достаточно, чтобы абоненты были довольны оператором? Что важно для сегодняшнего абонента, кроме качества связи?
— Сейчас недостаточно просто строить сеть, чтобы абоненты тебя выбирали. Хорошая связь — для современного человека это уже аксиома, примерно как горячая вода в кране.
Чтобы сохранить и увеличить число абонентов, оператор должен быть не только качественным, но и удобным, комфортным, современным, более того — любимым.
Мы увидели этот тренд несколько лет назад и с 2017 года начали работать в рамках новой концепции «Другие правила». Она подразумевает совершенной новый подход к абоненту: мы выходим за пределы телекома, стараемся дать ему больше, чем просто качественную связь, и задаем новые тренды на рынке. Это касается и удобных опций — например, возможность переносить остатки пакета минут и гигабайтов на следующий месяц, бесплатно делиться гигабайтами или оставаться какое-то время на связи после того, как пакет закончился. Это касается дополнительных преимуществ и бонусов для наших абонентов — например, в рамках программы лояльности «Больше» можно получить неплохой кешбэк при покупке онлайн книг или украшений. Мы вообще стараемся дать каждому какие-то преимущества в соответствии с его потребностями, поддерживать стиль жизни абонента.
— А каковы требования современных B2B-абонентов? Появляются ли новые точки соприкосновения телекома с бизнесом в Самаре? Какие направления сейчас представляются наиболее перспективными?
— Потребности наших B2B-клиентов постоянно растут — в полном соответствии с новыми возможностями цифровой среды. Например, самарские бизнесмены все чаще обращаются к нам за виртуальной АТС — это облачный сервис, который отличается от обычной корпоративной телефонии возможностью оценить эффективность работы конкретных подразделений — отдела продаж или центра поддержки клиентов — в любой точке мира, где есть мобильный интернет или Wi-Fi. Руководителю достаточно войти в личный кабинет со своего гаджета и оценить качество работы каждого сотрудника. В современном мире мобильность людей, в том числе бизнесменов, стремительно растет, и такие облачные сервисы становятся насущной необходимостью. Думаю, именно в направлении развития облачных сервисов и будет двигаться дальше взаимодействие с B2B-клиентами.
Бизнесмены могут стать не только нашими клиентами, но и нашими партнерами
Например, мы рассчитываем расширить нашу программу лояльности за счет локальных игроков — ведь в каждом регионе есть качественные местные бизнесы, которые любимы населением и которые могли бы предоставлять приятные бонусы нашим абонентам, получая взамен платформу для взаимодействия с широкой аудиторией.
— В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться телеком-рынок в ближайшие 2−3 года?
— В ближайшие годы основным драйвером роста по-прежнему останется мобильный интернет. Будет увеличиваться проникновение смартфонов с поддержкой 4G, продолжит расти доля активных data-пользователей и потребление мобильного интернет-трафика. Уже сейчас наблюдается двукратный рост потребления мобильного интернета каждый год. И тренд на «цифровое» общение продолжится.
Параллельно продолжится работа операторов связи над технологией 5G. Сегодня это тестовые разработки, но, как показывает опыт отрасли, они быстро становятся повседневными реалиями. Мобильные операторы и поставщики оборудования прогнозируют, что первые коммерческие внедрения 5G появятся в 2020—2021 гг. К этому времени мы должны быть технологически готовы к внедрению инновационных услуг. Поэтому еще в 2016 году мы заключили соглашение о сотрудничестве с Nokia, а буквально на днях, 26 февраля — с Huawei и Ericsson. Вместе с партнерами мы будем исследовать возможности внедрения технологии 5G на сети Tele2, что позволит нам подготовиться к коммерческому запуску нового стандарта.