СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОММЕРСАНТЪ-ВОЛГА»
Устойчивое развитие
Самарская область по экономическому потенциалу занимает одно из лидирующих мест среди субъектов РФ. Справиться с вызовами в различные периоды времени в регионе во многом удавалось и удается благодаря командной работе профессионалов.

Дмитрий Азаров
Губернатор Самарской области
— Роль экономического блока в работе по привлечению инвестиций в регион очень велика. И здесь правильно говорить именно про экономический блок, потому что это и работа министерства управления финансами, и других наших отраслевых министерств, таких как министерство промышленности, министерство сельского хозяйства и так далее.

Не стоит забывать и об инфраструктурном развитии, потому что успешное развитие экономики невозможно без работы минтранса и минстроя, которые готовят площадки для инвесторов, обеспечивают инженерную подготовку и транспортную доступность. Все это комплексная работа, которую координирует министерство экономического развития. В этом направлении есть определенные успехи. Нам удалось перестроить работу ведомства, и сегодня, действительно, каждый инвестпроект персонально сопровождается тем или иным управленцем. Благодаря вот этому принципу «одного окна» инвестор, обратившись в министерство экономического развития, может решить все вопросы. Ведь они не просто цифры складывают, они координируют работу других министерств.

Все новые и новые инвестиционные проекты реализуются в Самарской области. За четыре года в регионе было запущено свыше 85 новых производств. В этом году мы планируем реализовать еще около 30 проектов, несмотря на все сложности и санкции. Конечно, это командная работа, и министерство экономического развития сегодня работает должным образом. Но нет предела совершенству, и здесь тоже есть над чем работать.
Экономика Самарской области: вехи истории
Центр сельхозпроизводства
Главные вехи экономического развития Самарского края неразрывно связаны с историей Российского государства. Изначально самарские земли, входившие в состав средневекового государства Волжская Болгария, затем вошедшие в состав золотой Орды, были связаны Великим Волжским путем, с берегами Балтийского и Каспийского морей, где осуществлялась международная торговля.

Присоединение в XVI веке этих земель к Российскому государству, основание строевой крепости, а затем — города Самары в 1586 году — открыло перспективы хозяйственного освоения плодородных земель, дальнейшего расширения российского государства и продвижения в Сибирь.

Процесс превращения самарских земель из отдаленной внутренней окраины в быстро развивавшийся центр сельскохозяйственного производства, прежде всего, зерна и скота, занял примерно два с половиной столетия, что стало одной из причин выделения отдельной губернии — Самарской. Ее границы растянулись вдоль левого берега Волги от Бугульминского уезда на севере (ныне город Бугульма — часть Татарстана) до Покровской слободы (ныне город Энгельс Саратовской губернии) на юге. Со второй половины XIX века самарская пшеница, а также продукция скотоводства были востребованы на российском и мировом рынках.

В конце XIX — начале ХХ веков Самара стала крупным комплексным водно-железнодорожным пунктом, местом притяжения государственного и частного банковского капитала, создания казенных предприятий оборонного комплекса — порохового завода в Самаре, Иващенково (ныне город Чапаевск). Проведение головного участка Сибирской железнодорожной магистрали через Сызрань — Самару — Кинель — далее на Уфу и Челябинск, а также Средне-Азиатской железной дороги (Самара- Кинель — Ташкент) значительно повысили статус региона как железнодорожного узла общероссийского значения.
Промышленность для победы
Очередная веха в экономическом развитии края началась в советский период истории нашей страны. В годы первой пятилетки (1928−1932 годы) здесь создавались предприятия сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, были обнаружены природные запасы нефти, началась ее добыча. В 1935 году областной центр получил имя Валериана Владимировича Куйбышева. Область, имевшая к тому времени уже близкие к современным административные границы, прочно связывала свои позиции с промышленным сектором.

Индустриальный облик губернии существенно усилился в годы Великой отечественной войны. В 1941—1942 годах в Куйбышев было эвакуировано более 100 крупных промышленных предприятий, перевезено оборудование, рабочие и инженерные кадры вместе с семьями. Главная задача — в короткие сроки наладить производство и выпуск самолетов — была выполнена. Первые самолеты с Куйбышевских заводов ушли на фронт уже в декабре 1941 года. Всего в годы войны самарские (куйбышевские) самолетостроители изготовили и отправили на фронт 36 163 самолета-штурмовика. Промышленный потенциал области в 1941—1945 годах вырос в семь раз, а по городу Куйбышеву — в 11 раз.

В Куйбышевской области в 1943 году зародилась газовая отрасль. Тогда был пущен первый в стране газопровод «Бугуруслан-Куйбышев».
Космический прорыв
Во второй половине ХХ века Самарская (Куйбышевская) область продолжала наращивать промышленный потенциал. Он стал значительно разнообразнее. Строительство и пуск Волжской гидроэлектростанции создало энергетические возможности для развития автомобилестроения — в 1966 году был запущен Волжский автомобильный завод, предприятий большой химии и нефтепереработки. Здесь продолжали работать крупные предприятия авиационного профиля, машиностроения, заводы по производству промышленного оборудования, легкой промышленности и другие.

Отдельная славная страница истории страны и области — прорыв человека в космическое пространство и запуск первого в мире космонавта. Развитие аэрокосмической отрасли невозможно представить без куйбышевских заводов соответствующего профиля.
Новый виток развития
В 1990-е-2000-е годы многие предприятия приватизировались, закрылись, перепрофилировались, но не исчезли совсем. Аэрокосмическая, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, химическое производство и машиностроение, электроэнергетика и сегодня составляют основу промышленности Самарской области. Часть предприятий этого направления вошли в государственные и международные корпорации, оставаясь крупными налогоплательщиками региона. Кооперация и производственные связи сохраняются и сегодня, формируя «пучок связей» или кластер. Сегодня 235 предприятий и 23 организации региона включены в перечень системообразующих предприятий российской экономики.

Сегодня экономика области находится на этапе нового витка своего развития. Она переживает дорожный бум. Самая крупная стройка — автомобильный мост через Волгу в районе села Климовка Ставропольского района. Проект включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Российской Федерации. Он предполагает возведение моста через Волгу протяженностью 3,7 км, транспортных развязок и новой обходной дороги в районе Тольятти протяженностью примерно 100 км. Это второй по масштабности инвестиционный проект в сфере транспортной инфраструктуры в России. Мост является частью международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». По завершении новая трасса обеспечит скоростное автомобильное сообщение между четырьмя крупными агломерациями — Московской, Самаро-Тольяттинской, Казанской и Нижегородской.
За достижениями — люди
Во главе области, предприятий национального или регионального масштаба стояли люди, имевшие высокий уровень ответственности за доверенное им дело. Они составляли местную региональную элиту, представлявшую интересы края в центральных ведомствах. В условиях Российской империи общий контроль за ситуацией в крае вели губернаторы, назначавшиеся на должность указом императора. Частные предприниматели вели бизнес согласно законодательству, предполагавшему покупку свидетельств на право ведения торговли и промыслов сначала по сословному признаку, а после 1898 года, когда было принято «Положение о государственном промысловом налоге», — по размерам оборота и капитала.

Контроль за хозяйственной деятельностью в областях страны в период существования советской экономики вели отраслевые министерства: до 1946 года наркоматы — народные комиссариаты, располагавшиеся в центре. Общее ведение дел находилось под контролем областного комитета КПСС и областного исполнительного комитета трудящихся (облисполком).

Период действия региональных хозяйственных органов государственного управления был непродолжительным — с 1957 по 1964 годы. Эти органы власти назывались СНХ — совнархозы — советы народного хозяйства (эпоха Н. С. Хрущева). С 1992 года в Самарской области, как и по России в целом, действует областная администрация, губернаторская власть.
Решением президиума Куйбышевского облисполкома от 12 сентября 1988 г. было создано Главное планово-экономическое управление облисполкома.

На основании решения Куйбышевского облисполкома от 19 апреля 1991 г. Главное планово-экономическое управление облисполкома было упразднено. На его базе был образован областной комитет по экономике.
Олег Андреевич
Коноваленко
12.09.1988 — 18.10.1988
Первый заместитель председателя облисполкома (временно исполнял обязанности)
Геннадий Васильевич Ходасевич
18.10.1988 — 28.05.1990
Первый заместитель председателя облисполкома
Валентин Степанович Родионов
05.1990 — 09.1991
Первый заместитель председателя облисполкома
Габибулла Рабаданович
Хасаев
09.09.1991 — 10.07.2000
Первый заместитель Главы администрации Самарской области

07.2000 — 10.2011
Вице-губернатор, заместитель председателя Правительства Самарской области — министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области
Владислав Валентинович Капустин
10.2011 — 06.2012
Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, ранее занимал должность министра промышленности и технологий региона
Александр Владимирович Кобенко
06.2012 — 08.2018
Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, до этого возглавлял дирекцию по экономике и планированию службы вице-президента по финансам и экономике ОАО «АвтоВАЗ»
Дмитрий
Юрьевич
Богданов
10.2018 — …
Министр экономического развития и инвестиций Самарской области, до назначения на эту должность занимал пост заместителя председателя Правительства Ульяновской области, руководил департаментом экономического развития мэрии Тольятти
Экономика Самарской области: текущая ситуация
Несмотря на внешнее санкционное давление, экономика Самарской области сегодня демонстрирует устойчивость к современным глобальным вызовам. Во многом этому способствуют результаты работы по наращиванию потенциала региона в предыдущий период. Так, в прошлом году темпы роста экономики были самыми высокими за последние девять лет. Валовый региональный продукт в сопоставимых ценах увеличился на 4,5%.

Постоянное внимание к инвестиционной составляющей обеспечило рост объема инвестиций в сопоставимых ценах на 22,5%, что существенно выше среднероссийских значений, где рост составил 7,7%. В Самарской области было запущено 25 инвестпроектов, только на крупных и средних предприятиях было создано 8,7 тысяч рабочих мест.
Несмотря на все сложности, инвестиционная сфера продолжает демонстрировать позитивную динамику. За первое полугодие в экономику региона вложено 152,8 млрд руб., что на 4,8% в сопоставимых ценах выше уровня аналогичного периода прошлого года. С начала года в регионе уже введены в эксплуатацию 14 новых проектов. В их числе первый в России производственно-логистический центр для нужд машиностроения, работающий на весь Приволжский Федеральный Округ, логистический центр Яндекс. Маркет, ставший одним из крупнейших в ПФО, крупный хаб компании OZON и другие. Всего в регионе реализуется свыше 200 инвестпроектов с общим объемом вложений около 1,5 трлн руб.

В Самарской области успешно функционируют территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Статус резидента имеют 84 компании. Лидером по количеству резидентов остается ТОР «Тольятти». Уже запущено более 50 производств, вложено 29,7 млрд руб. инвестиций и создано 9 тысяч рабочих мест.
Заметны позитивные результаты работы по поддержке малого и среднего бизнеса. По уровню развития сферы предпринимательства Самарская область входит в десятку лучших регионов России.

На протяжении 5 лет продолжается рост численности занятых в сфере МСП: сейчас она составляет 635,5 тыс. человек, что на 44,6 тыс. человек или на 7,5% больше, чем по итогам 2021 года. Число самозанятых с начала года увеличилось в 1,5 раза. Растут финансовые индикаторы сферы МСП: оборот малых и средних предприятий за шесть месяцев вырос на 12,9% по сравнению с первым полугодием прошлого года.
От первого лица
Профессиональный взгляд на развитие региона в прошлом, настоящем и будущем
Опубликовано 11.11.2022
© АО «Коммерсантъ-Волга»