Главные вехи экономического развития Самарского края неразрывно связаны с историей Российского государства. Изначально самарские земли, входившие в состав средневекового государства Волжская Болгария, затем вошедшие в состав золотой Орды, были связаны Великим Волжским путем, с берегами Балтийского и Каспийского морей, где осуществлялась международная торговля.
Присоединение в XVI веке этих земель к Российскому государству, основание строевой крепости, а затем — города Самары в 1586 году — открыло перспективы хозяйственного освоения плодородных земель, дальнейшего расширения российского государства и продвижения в Сибирь.
Процесс превращения самарских земель из отдаленной внутренней окраины в быстро развивавшийся центр сельскохозяйственного производства, прежде всего, зерна и скота, занял примерно два с половиной столетия, что стало одной из причин выделения отдельной губернии — Самарской. Ее границы растянулись вдоль левого берега Волги от Бугульминского уезда на севере (ныне город Бугульма — часть Татарстана) до Покровской слободы (ныне город Энгельс Саратовской губернии) на юге. Со второй половины XIX века самарская пшеница, а также продукция скотоводства были востребованы на российском и мировом рынках.
В конце XIX — начале ХХ веков Самара стала крупным комплексным водно-железнодорожным пунктом, местом притяжения государственного и частного банковского капитала, создания казенных предприятий оборонного комплекса — порохового завода в Самаре, Иващенково (ныне город Чапаевск). Проведение головного участка Сибирской железнодорожной магистрали через Сызрань — Самару — Кинель — далее на Уфу и Челябинск, а также Средне-Азиатской железной дороги (Самара- Кинель — Ташкент) значительно повысили статус региона как железнодорожного узла общероссийского значения.