СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОММЕРСАНТЪ-ВОЛГА»
«Многое мы тогда сделали в экономике, но и многое потеряли»
Константин Титов об успехах и поражениях на посту губернатора Самарской области
Он возглавлял регион на протяжении почти 16 лет, под руководством Константина Алексеевича Титова Самарская область пережила непростые 1990-е годы. Политик и государственный деятель рассказывает, почему увлекся экономикой, вспоминает успешно реализованные на посту главы региона проекты и инициативы, а также откровенно называет решения, о которых потом пришлось пожалеть.

— Константин Алексеевич, почему Вы решили связать свою жизнь с экономикой?
— Экономика меня увлекла по-настоящему только тогда, когда я начал работать в комсомоле. Я вообще-то мечтал стать врачом, причем, хирургом. Но учиться пошел в авиационный институт. В вузе я понял, что гениального конструктора из меня не получится, но работать на заводе интересно, и можно стать директором предприятия, например. Почему бы не поставить себе такую цель?

Уже работая на авиационном заводе, я столкнулся с тем, что мне недостаточно знаний для того, чтобы хорошо организовывать производственный процесс. Потом был комсомол, где мы все ходили на лекции общества «Знание». И вот однажды я случайно попал на выступление профессора, доктора наук из Самарского планового института Леонида Фоминых. Я тогда просто заслушался его лекцией, понял, что такое экономика. Все это меня так увлекло, что я начал готовиться и в результате поступил в аспирантуру планового института.

Учеба в аспирантуре и работа в институте, где я заведовал лабораторией, подтолкнули меня к тому, чтобы я окунулся в изучение нефтяной отрасли. И уже тогда я понял, что нефть — это конечный ресурс, а, допустим, хлеб — цикличная позиция.

— А если вспомнить первые годы Вашей работы на посту губернатора Самарской области?
— Первые пять-шесть лет — это, конечно, было очень тяжелое время переходного периода экономики. Но были инициативы, которые нам тогда серьезно помогли. Например, был принят закон о том, что регионы могут оставлять себе для собственных нужд 10% от выпуска любой продукции, производимой на территории. Я сразу сообразил, что у меня в Самарской области есть легковые машины. Волжский автомобильный завод тогда выпускал где-то свыше 700 тыс. автомобилей в год, плюс машинокомплекты для сборочных производств.

Тогда я поехал в Москву к председателю правительства Российской Федерации. Тот, конечно, испугался, сказал, что этот закон приняли для того, чтобы успокоить региональных лидеров. На что я ответил, что, может быть, кого-то он и успокоит, но меня или, например, Лужкова (Юрий Михайлович, мэр Москвы с 1992-го по 2010 годы — «Ъ») успокоить не получится, поэтому лучше подписывай. Но тот отказался. Тогда я пошел к его первому заместителю Олегу Ивановичу Лобову, который был моим земляком, из Сызрани. И он все подписал, сказав, что к председателю уже можно не ходить. И правильно сказал: на следующий день этого председателя снимают, а Лобов остается.

Затем я приехал в Тольятти, к Каданникову (Владимир Васильевич, генеральный директор «АвтоВАЗа» в 1993—1996 годах — «Ъ»), положил ему на стол подписанный Лобовым документ. И Каданников мне объясняет, что у него есть контракты, договоры. «Ты хочешь, чтобы я тебе 70 тыс. машин отдал на распределение? Ты понимаешь, что это не возможно?» — спрашивает меня он. Я отвечаю: «Хорошо, Владимир Васильевич, а сколько Вы готовы дать?» Он говорит, что 30 тысяч. Я соглашаюсь. Так мы с ним поладили и потом дружно работали.

Заниматься реализацией автомобилей я поручил председателю правительства Юрию Михайловичу Логойде. Ведь нужно было не только получить эти машины, нужно было их реализовать в интересах региона, в обмен на продукты питания — масло, сыр, яйца и так далее.

— Но ведь 10% — это очень много. Неужели в правительстве РФ этого не осознавали?
— Они не понимали, что приходит новая эпоха, новые, более энергичные люди. Ну и мы все-таки платили за эту продукцию, мы же ее не бесплатно брали.

В продолжении этой темы стоит также рассказать, как однажды ко мне пришел Геннадий Васильевич Задыхин, он работал председателем горисполкома, был лидером Советского райисполкома. Пришел он с директором металлургического завода Максимом Борисовичем Оводенко. Последний меня спрашивает: «Я выпускаю примерно 600 тыс. тонн проката алюминия в год, что ты будешь делать с 60 тыс. тонн алюминия?» А я и не представляю, понимаю, что бидоны, кастрюльки, все мы это сделаем, но, конечно, не на 60 тыс. Даже, если я их все заберу, я их не продам. Сижу молчу. И Геннадий Васильевич Задыхин предлагает оставить этот алюминий на предприятии, реализовать, а вырученные ресурсы направить на производство банок, точнее, крышек и фольги для них. С фольгой оказалось проще — нужно было просто купить прокатный станок, с крышкой было сложнее, но в конечном итоге и эту технологию на заводе освоили, за что Максиму Борисовичу огромное спасибо. Такие примеры тоже были, когда мы не забирали продукцию у предприятий, а организовывали новые производства, а ведь это дополнительные рабочие места и многое другое.

— Какие еще инициативы удалось успешно реализовать в те годы?
— Первое, с чем мы столкнулись тогда, — это инфляция, которая достигала 200%, люди работали, получали зарплату, а купить в магазинах на эту зарплату ничего не могли. Они приходили в магазин с талоном на колбасу, а колбасы нет, есть березовый сок и зубной порошок. А, к примеру, на теневом рынке все есть — и вареная колбаса, и сухая колбаса, и рыба. А у граждан полные карманы талонов, на которые на этом рынке ничего не купишь. Если в магазине вареная колбаса стоит 2 рубля, то на рынке 6 рублей за килограмм, а зарплата то ни у кого не выросла.

В октябре 1991 года в правительстве Российской Федерации проходило совещание, посвященное либерализации цен в стране, вел заседание президент Борис Николаевич Ельцин. После выступления основных докладчиков глава государства спрашивает, у кого есть вопросы? Я беру слово и прошу разрешить Самарской области отпуск цен на сельхозпродукцию не со 2 января 1992 года, а раньше, начиная с октября. В свою очередь обещаю, что через неделю отменю талоны на продовольствие, оставив их только на ковры и холодильники. Егор Тимурович Гайдар, который тогда отвечал за эту реформу, начинает возмущаться, напоминая, что договаривались о том, чтобы отпуск цен произошел одновременно по всей стране. Я чувствую, что момент уходит, но тут с места встает Гавриил Харитонович Попов, он тогда был мэром Москвы и выступает в мою поддержку, заявляя, что сейчас люди могут потратить деньги только на билет в метро или на трамвай. Тогда Борис Николаевич разрешает отпуск цен уже с октября двум регионам — Самарской области и Москве.

Я возвращаюсь в регион, и мы объявляем производителям, это и молочный комбинат, и мясокомбинат, что они могут везти свою продукцию в магазины и торговать ей по каким им хочется ценам. На следующий день по дороге на работу, а на работу я ходил пешком, захожу в продовольственный магазин, а на полках как было пусто, так и осталось, никто ничего не привез. На следующий день захожу — опять пусто. Тогда я спрашиваю у министра экономического развития Габибуллы Рабадановича Хасаева, почему так, почему никто ничего не привез в магазины? Он ответил, что производители боятся, ждут подвоха и предложил съездить на рынок. Мы приехали на один из рынков, а там полки ломятся от продуктов, поехали на другой — там тоже всего полно. А уже где-то через два дня и на полках магазинов я увидел продукцию, которую раньше вообще никогда не видел.

— А есть ли какие-то решения, о которых потом пришлось жалеть?
— Многое мы тогда сделали в экономике, но и многое потеряли. Например, мы потеряли отрасль самолетостроения. На мой взгляд, решение о приватизации авиационного завода было неправильным. Но изменить его я тогда не мог.

Если, например, говорить о нефтяной промышленности, то были предложения о том, чтобы добывать как можно больше. Но нефть — это конечный продукт, и я настаивал на оптимальном варианте, чтобы этого ресурса хватило не только нам, но и нашим потомкам. Сегодня вообще есть альтернативные позиции, в том числе электромобили. Я, будучи губернатором, начал перевод городского пассажирского транспорта на газовое топливо, но мне эту инициативу не удалось реализовать до конца. И я очень рад тому, что сейчас этим активно занимается губернатор Дмитрий Игоревич Азаров. Ресурсы нужно экономить. И я говорю не только про будущее, нефть — это серьезный товар на международном рынке. А газа у нас много, его некуда девать, кроме как в Китай или Индию.

— Оцените, пожалуйста, работу команды нынешнего правительства региона по привлечению инвесторов в область.
— Есть такая, с одной стороны — народная, с другой стороны — сугубо экономическая мудрость: деньги порождают деньги. Привлечение инвестиций — важная составляющая в экономике региона, поэтому скажу откровенно, у меня в составе правительства было достаточно много грамотных, экономически образованных людей. И между ними не было противоречий, мы бились только за то, чтобы были одинаковые условия как для отечественного инвестора, так и для зарубежного. Иностранный капитал ведь чем еще хорош? Не только объемом вложенных ресурсов. Он приносит новые технологии и компетенции, новые логистические связи, он приходит в Россию со своим рынком сбыта.

Несмотря на сегодняшнюю политику Запада и Америки, в нашей стране сохраняется и поддерживается президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным идея о том, что нельзя отгораживаться от всех, что нужно продолжать работать с иностранными инвесторами. Поэтому я очень рад, что губернатор Дмитрий Игоревич Азаров и команда области активно работают как с собственным инвестором, так и с зарубежным. Более того, глава региона активно взаимодействует с правительством Российской Федерации, с президентом страны, добиваясь инвестиций в Самарскую область. У него это успешно получается не потому, что он такой красивый и хороший, а потому что он приходит туда с цифрами, с раскладами. Если сравнить Самарскую область пять лет назад и сейчас, то тогда у нас был огромный бюджетный долг. Какой инвестор пойдет работать в такой регион? Дмитрий Игоревич, став губернатором, четко поставил задачу по сокращению госдолга. А на встрече с президентом страны, которая прошла совсем недавно, он доложил, что Самарской области удалось сократить размер госдолга на 25 млрд руб. И это видят инвесторы.

Я несколько раз встречался с министром экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрием Богдановым, и мне очень нравятся его идеи, в том числе, касающиеся создания условий для привлечения инвесторов. Я вижу по средствам массовой информации, как он проводит время в Тольятти, в Чапаевске, в индустриальном парке «Преображенка». Вижу, что там запускаются все новые предприятия, приходят новые инвесторы.

За инвестиции надо бороться, биться, потому что конкуренция среди регионов в этой сфере очень высокая, так как все хотят денег. А ведь инвестиции — это еще и рабочие места, престиж региона. И я считаю, что в этом направлении сегодня у Самарской области очень правильная выстроена позиция.

— Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в преддверии Дня экономиста?
— Самарская область является серьезным конгломератом экономических направлений развития. И профессиональная деятельность экономического сообщества в нашем регионе имеет большое значение. Уметь правильно рассчитать затраты, спрогнозировать результат и добиться этого результата — это очень сложная задача. Но в современных условиях вы достаточно успешно справляетесь с этой задачей. Я от всего сердца поздравляю вас с профессиональным праздником. Желаю вам здоровья, счастья в семье и успеха вашим детям.