СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОММЕРСАНТЪ-ВОЛГА»
«Мы все не ошиблись, и Самарская область является узнаваемым регионом»
Габибулла Хасаев о развитии экономики в 1990-2000-е годы
На посту министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев проработал 20 лет — с 1991-го по 2011 годы. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации вспоминает о принятых в те годы непростых решениях, которые в итоге стали заделом для успешного развития Самарской области в наши дни.

— Габибулла Рабаданович, расскажите, пожалуйста, о том, каким образом формировалась экономика Самарской области в 1990-е годы? Какие были трудности?
— Трудно в кратком интервью дать характеристику экономической истории Губернии начаная с 90-х годов прошлого века. Общеизвестно, что в начале 90-х годов в России происходили беспрецедентные, глубинные тектонические преобразования, связанные с переходом от плановой социалистической экономики к рыночной, с формированием института частной собственности. Действительно, это было очень сложное время, но я могу с чистой совестью сказать, что команде Титова (Константин Алексеевич, губернатор Самарской области с 1991-го по 2007 годы — «Ъ») удалось достойно выйти из кризисной ситуации и создать хорошие возможности для устойчивого развития региона в будущем.

Если быть откровенным, мне было сравнительно легко включиться в работу в 1991 году, потому что до этого мы с Константином Алексеевичем Титовым много лет по заданию обкома КПСС и облисполкома проводили исследования проблем развития Самарской области, Самарско-Тольяттинской агломерации. Нас хорошо знали в областной плановой комиссии… Был у меня и определенный опыт в сфере изучения рыночной экономики: в 1979—1980 годах проходил научную стажировку в Высшей школе экономики в Праге. Хотя это была социалистическая страна, но в ней на тот момент сохранились многие признаки рыночной экономики. Помогло общение с коллегами из разных стран. Эти знания я также использовал в своей работе в администрации Самарской области.

1990-е годы были, действительно, чрезвычайно тяжелым периодом для страны — инфляция достигала, например в 1992 году более 2500%, массовая безработица, резкое падение уровня жизни населения, пустые полки магазинов, растущая преступность, к этому можно добавить противоречия между законодательной и исполнительной властью, которые вылились в вооруженное столкновение в Москве в октябре 1993 года. Особенно остро происходящее чувствовали на себе старопромышленные, высокоурбанизированные регионы, к которым относится и Самарская область.

— Как решались все эти проблемы?
— Мы начали с анализа ситуации в регионе, стараясь понять, какие есть сильные и слабые стороны у Самарской области, каких стоит ожидать угроз, какие есть возможности и риски. При относительно развитой промышленности тогда можно было наблюдать серьезные диспропорции в экономике региона. Если по промышленному потенциалу Самарская область находилась в первой десятке субъектов РФ, то по развитию социальной сферы, транспортной инфраструктуры, по экологической ситуации и уровню жизни, бюджетной обеспеченности мы очень сильно отставали, находясь уже в пятом-шестом десятке. Объективный анализ ситуации показал, что Самарская область не в состоянии за счет собственных ресурсов в сжатые сроки преодолеть эти диспропорции и обеспечить уровень жизни населения области, соответствующий ее экономическому потенциалу.

Тогда мы приступили к подготовке постановления правительства Российской Федерации и Указа президента Российской Федерации о поддержке социально-экономического развития Самарской области. Спустя два года работы с федеральными органами исполнительной власти региона в сентябре 1993 года вышли эти два документа.

Согласование этих документов потребовала большой работы в федеральных министерствах и ведомствах, подготовки серьезной доказательной базы, межрегиональных сравнений и т. д. Этот опыт нами был использован и в дальнейшем при подготовке федеральных целевых программ по решению наиболее актуальных проблем Самарской области, например, при обосновании федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация города Чапаевска» с финансированием из федерального бюджета.

Примерно с середины 1990-х годов Самарской области удалось выйти на положительные темпы экономического развития, пропорции межбюджетных отношений с РФ изменились в пользу региона.

В начале 90-х была напряженная социальная ситуация: митинги, демонстрации, негативные публикации в «желтой» прессе и др. Администрации области удалось наладить партнерские взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества, была создана трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую вошли представители бизнеса, профсоюзов и власти, которая совместно принимала согласованные решения по самым злободневным вопросам.

В целях активизации и поддержки предпринимательской инициативы граждан, в середине 1990-х годов Самарская область стала первым регионом в стране, где был создан департамент поддержки предпринимательства. А примерно к середине 2000-х годов в регионе существовали практически все известные на тот момент в России меры поддержки бизнеса.

— Приведите, пожалуйста, несколько примеров.
— Был создан Гарантийный фонд поддержки предпринимательства. Ввели такие меры поддержки, как налоговые льготы, льготные кредиты для бизнеса (включая фермерские хозяйства), субсидирование процентных ставок и так далее. Создали инвестиционное законодательство, наладили отношения с федеральными институтами развития и др. Поэтому, не случайно, на сегодняшний день Самарская область относится к тем регионам, в которых наиболее развит малый и средний бизнес.

— Какие еще проекты Вы успешно реализовали, будучи министром?
— В то время, когда у крупных промышленных предприятий не было госзаказов, и трудно было предсказать, когда они появятся, Администрация области решила использовать потенциал АвтоВАЗа для развития экономики в целом. В чем он заключался? Автомобили производства Волжского автомобильного завода пользовались очень большим спросом, за ними в Тольятти приезжали со всей страны. Кроме того, в те времена АвтоВАЗ получал хорошую государственную поддержку. И все это мы решили использовать для развития экономики региона: была разработана целевая программа развития промышленности Самарской области на базе кооперации с Волжским автомобильным заводом. В результате сначала появились десятки, а уже к середине 2000-х годов — более 300 предприятий малого и среднего бизнеса, которые поставляли комплектующие АвтоВАЗу. Это помогло стабилизировать ситуацию в промышленности региона, способствовало устойчивому развитию Волжского автомобильного завода, и что особенно важно, развитию малого и среднего бизнеса.

Наше министерство выступило в 2007 году с идеей создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа. И эта идея была поддержана руководством области и бизнесом, и за относительно короткий срок Правительство Самарской области подготовило необходимые документы и уже в августе 2010 года было принято постановление Правительства РФ о создании ОЭЗ промышленно-производственного типа «Тольятти», которая на сегодняшний день является одной из ключевых точек роста экономики региона.

В структуре малого бизнеса преобладали такие виды деятельности, как торговля и строительство и она медленно менялась. Министерство вышло с инициативой в Правительство области о создании технопарков для развития малого инновационного предпринимательства. Для финансовой поддержки инновационного бизнеса был создан Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области. В период экономического кризиса 2008 года на заседании правительственной комиссии под председательством Игоря Шувалова (на тот момент — первый вице-премьер — «Ъ») была поддержана инициатива Правительства области о создании современного технопарка в сфере высоких технологий в Тольятти (ныне технопарк «Жигулевская долина»), которая сегодня является одной из главных точек роста инновационной экономики региона.

Решение сложных проблем экономического и социального развития региона невозможно без сотрудничества с научными организациями. Администрация области по инициативе министерства в 90-е годы регулярно проводила научно-практические конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития Самарской области». Такие мероприятия давали нам возможность, во-первых, мобилизовать весь научный потенциал региональных ученых, во-вторых, привлекать столичных ученых, а также сотрудников министерств и ведомств. Помимо всего этого, мы тем самым продвигали имидж Самарской области как в России, так и за рубежом.

По согласованию с полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе, на тот момент это был Сергей Кириенко, провели окружной экономический форум «Стратегии регионального развития», на котором собрались ученые и чиновники со всей страны. Такого не было нигде. Затем по инициативе Кириенко такие конференции поочередно проводились в регионах ПФО.

Из опыта ведущих стран известно, что одной из эффективных форм инновационного развития в условиях рыночной экономики является создание кластеров, кластерная организация экономики. Правительство области начало проводить политику кластеризации экономики. Для применения мирового опыта, опыта наших коллег из других регионов РФ, по согласованию с министерством экономического развития РФ, в середине 2000-х годов начали проводить межрегиональный экономический форум «Кластерная политика — основа инновационного развития Российской Федерации». В результате в области были созданы автомобилестроительный, аэрокосмический, пищевой и др. кластеры. Создан центр инновационного развития и кластерных инициатив.

Активно использовалась Ассоциация экономического взаимодействия «Большая Волга» для налаживания межрегиональной кооперации отраслей экономики области с другими регионами ПФО.

Большое внимание уделялось привлечению инвестиций. Самарская область стала одним из первых регионов в стране, где было создано инвестиционное законодательство, применялась целая система мер поддержки инвесторов, издавались информационно-методические и справочные материалы для потенциальных инвесторов и т. п. Была создана «Корпорация развития Самарской области». В результате интерес инвесторов к Самарской области был высокий, в том числе иностранных. Правительство области содействовало привлечению иностранных инвестиций, созданию на территории области предприятий с иностранным участием. Приятно отметить, что Самарская область на качественно новом уровне повысила интерес инвесторов к региону и инвестиционная активность значительно возросла: Самарская область вошла в группу регионов-лидеров по инновационно-технологическому развитию, прочно занимает место в первой десятке регионов РФ по инвестиционной привлекательности, успешно реализует беспрецедентно масштабные инфраструктурные проекты, активно применяет новые инструменты развития экономики (индустриальные парки, территории опережающего социально-экономического развития) и модели управления, является лидером в РФ по использованию механизма государственно-частного партнерства, создает новые институты развития (Агентство по привлечению инвестиций) и др.

— Трудно ли было в те годы реализовывать все идеи и инициативы?
— У К. А. Титова была сбалансированная по опыту, возрасту и образованию команда. Поэтому инициативы нашего министерства и других министерств находили поддержку коллег. Но, конечно, были и дискуссии. Но в этих дискуссиях экономистам нашего министерства удавалось отстаивать свою позицию, и в конечном итоге первые лица региона, и Титов, и Артяков (Владимир Владимирович, губернатор Самарской области с 2007-го по 2012 годы — «Ъ»), поддерживали нас в вопросах, определяющих перспективу развития региона.

Думаю, в итоге мы все не ошиблись, выбрали правильный вектор развития, использовали накопленные конкурентные преимущества и создали новые. Самарская область стала успешным, узнаваемым и привлекательным регионом России.

— На ваш взгляд, является ли верным тот курс, который был подхвачен нынешним руководством министерства экономического развития и инвестиций, а также командой правительства Самарской области в целом?
— Министерство экономического развития и инвестиций — это универсальное мега-министерство, определяющее политику социально-экономического и пространственного развития области, укомплектованное опытными специалистами, профессионалами своего дела.

Высококвалифицированная команда министерства экономического развития и инвестиций развивает традиции прошлых поколений, проявляет инициативу по всем направлениям развития области, инициирует и реализует новые проекты с учетом современных вызовов. По моим наблюдениям министерство экономического развития и инвестиций Самарской области является по результатам своей работы, новизне предлагаемых решений и проектов, качеству подготавливаемых документов стратегического планирования, активности по взаимодействию с внешними партнерами и др. одним из лидеров в РФ. Деятельность министерства способствует тому, чтобы жители региона хорошо жили, имели работу, возможность учиться, лечиться, отдыхать, реализовывать себя, и, как следствие, были счастливы.

— Кстати, про счастье. Почему, на ваш взгляд, например, в Дании есть министр счастья, а у нас нет?
— В 2008 году президент Франции Николя Саркази учредил международную комиссию под руководством лауреата Нобелевской премии по экономике Стиглица по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса, которая предложила использовать показатель «качества жизни» как критерий экономического развития общества вместо ВВП. После появились министерства счастья в различных странах, например в ОАЭ. С предложением создать министерство счастья в России выступала Председатель Совета Федерации В. Матвиенко и некоторые губернаторы.

На мой взгляд, деятельность всех министерств Самарской области так или иначе связана с тем, чтобы человек в нашем регионе жил счастливо и был уверен в завтрашнем дне. В моем представлении, губернатора можно назвать министром счастья всей Самарской области.

— Чтобы Вы хотели пожелать своим коллегам в преддверии Дня экономиста?
 — С огромным удовольствием хочу поздравить всех экономистов, начиная от работников предприятий и заканчивая сотрудниками правительства Самарской области и, конечно, коллег из своего родного министерства экономического развития и инвестиций с Днем экономиста. Хочу пожелать всем крепкого здоровья, благополучия, оптимизма. Пусть все ваши новые идеи будут востребованы, проекты реализованы, доходы росли темпами выше инфляции. Успехов на благо нашей любимой Самарской области! Будьте счастливы!