НК-33
В 1960-е годы команда Сергея Королева и Николая Кузнецова создала жидкостные ракетные двигатели для «лунного» ракетно-космического комплекса Н1-Л3. С 1962 по 1973 годы завод серийно изготавливал ЖРД для всех четырех ступеней этой ракеты: НК-15 (НК-33), НК-15 В (НК-43), НК-19 (НК-39), НК-21 (НК-31).
Двигатели НК-33 имели высокую надежность, которая была подтверждена большой положительной статистикой, полученной в процессе стендовой отработки. Надежность многократного запуска была подтверждена на 24 двигателях с кратностью повторений запусков до 10 на одном двигателе. При этом параметры процесса запуска при повторных пусках сохранялись стабильными.
17 мая 1974 года Совет обороны СССР принял решение о сворачивании «лунной программы», прекращении работ по Н1 и уничтожении в том числе двигателей.
Впрочем, легендарные двигатели были сохранены. Разработка гениального Николая Кузнецова по-прежнему является актуальной и полвека спустя. Работы по возрождению двигателя НК-33 осуществлялись по двум направлениям: в рамках зарубежного контракта по программе стартов ракеты-носителя среднего класса «Антарес» (США) с двумя модифицированными ЖРД AJ26−62/НК-33 на первой ступени и реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в» с модифицированным двигателем НК-33 на первой ступени.
10 ноября, 17 декабря 2010 года и 8 февраля 2011 года в Центре космических исследований имени Стенниса, НАСА (США) проведены успешные огневые стендовые испытания ЖРД AJ26−62/НК-33. Первый пуск «Антареса» в США состоялся 22 апреля 2013 года.
Адаптацией модифицированного двигателя НК-33 руководит главный конструктор Валерий Данильченко. 28 декабря 2013 года с космодрома Плесецк впервые стартовала ракета-носитель «Союз-2.1в» с модифицированным двигателем НК-33А. Ракета-носитель вывела космический аппарат «Аист» на запланированную орбиту. На сегодняшний день успешно выполнены 6 пусков РН «Союз-2.1в». Сотрудничество с АО «РКЦ «Прогресс» в настоящее время продолжается.