Николай Кузнецов
Николай Кузнецов родился 23 июня 1911 года в Актюбинске в семье рабочего-железнодорожника. В годы Гражданской войны отец будущего выдающегося конструктора был бойцом Красной Армии. В 1923 году семья переезжает в Подмосковье.
В 1938 году Николай Кузнецов окончил Военно-воздушную ордена Ленина академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского. В 1942 году он побывал на фронте. Вскоре специалиста назначили парторгом опытно-конструкторского цеха (ОКЦ) моторостроительного завода № 26 в г. Уфе. С сентября 1943 года — первый заместитель главного конструктора завода № 26 В. Я. Климова. С июля 1946 года — главный конструктор этого предприятия.
15 апреля 1949 года Николая Кузнецова назначили главным конструктором опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве. С мая 1950 года он назначен ответственным руководителем завода. С 1956 по 1981 годы Николай Кузнецов занимал пост генерального конструктора и ответственного руководителя предприятия. С 1981 по 1993 годы — генеральный конструктор — генеральный директор завода. До 1994 года — генеральный конструктор.
Деятельность Николая Кузнецова — это целая эпоха в науке и практике создания новых образцов авиационных, ракетных и наземных двигателей. Под его руководством коллективом предприятия создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей для пассажирских, военно-транспортных и военных самолетов Ту-114, Ту-144, Ту-154 и его модификации (Ту-154А, Ту-154Б, Ту-154С), Ил-62, Ил-86 и его модификация Ил-82, Ан-22 «Антей», Ту-95 и его модификации, Ту-126, Ту-142 и его модификации, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-160; двигатели для кораблей — экранопланов «Орленок» и «Лунь»; жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) НК-9 и НК-9 В замкнутой схемы на компонентах жидкий кислород-керосин для баллистических ракет Р-9А и ГР-1 (глобальная ракета); ЖРД одноразового стендового запуска НК-15, НК-15 В, НК-19, НК-21 и многократного стендового запуска НК-33, НК-43, НК-39, НК-31 для ракетно-космического комплекса Н1-Л3 (лунная программа); двигатели, использующие в качестве альтернативного топлива жидкий водород НК-88 и сжиженный природный газ НК-89; двигатели для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов НК-12СТ, НК-14СТ, НК-16СТ, НК-36СТ, НК-38СТ и НК-37.
Каждый двигатель НК являлся новой вехой либо в конструкции, либо в технологии, либо в использовании материала. Николай Дмитриевич по праву считался разработчиком двигателей номер один в России и ученым мирового уровня.
Всю свою жизнь ученый и конструктор ставил перед собой и руководимым им коллективом сложные задачи, во многом опережающие западные разработки. В его изделиях был заложен большой потенциал для их дальнейшей модернизации. Например, газогенератор двигателя НК-32 в настоящее время является основой для целого ряда перспективных разработок ОКБ предприятия. Они создаются в новых условиях, с применением передовых технологий, которые открывают совсем иные горизонты для конструкторов, но Николай Кузнецов в свое время смог предвидеть такое развитие науки и техники, создавая свои двигатели: «Непрерывно занимайся перспективой, как бы ты ни был занят текущей работой, — писал он. — Это необходимо для того, чтобы нащупать и понять задачи завтрашнего дня и правильно наметить переход к ним».
Николай Кузнецов вел плодотворную научно-педагогическую и общественно-политическую деятельность. По его инициативе при заводе открыто вечернее отделение № 2 «Авиационные двигатели» по подготовке инженеров-механиков. Николай Дмитриевич внимательно следил за работой отделения, был председателем Государственной экзаменационной комиссии, вручал дипломы выпускникам. Профессор (1959), заведующий кафедрой «Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов» и научный руководитель отраслевой лаборатории вибрационной прочности и надежности двигателей летательных аппаратов в Куйбышевском авиационном институте имени академика С. П. Королева (ныне Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева) (СГАУ) (1969−1978). Почетный доктор СГАУ имени академика С. П. Королева (1994).