В 2021 году исполняется 60 лет легендарному полету в космос Юрия Гагарина и 80 лет с начала работы АО «РКЦ «Прогресс» в Самаре.
История предприятия начинается в 1894 году. Тогда московский завод «Дукс» начал первое в России серийное производство велосипедов. Вскоре предприятие переквалифицировалось на выпуск самолетов и дирижаблей.
Еще до Октябрьской революции предприятие выпускало самолеты «Ньюпор», «Моран», «Фарман», «Сопвич», а также дирижабли «Кречет», «Дукс», «Ястреб».
Во времена СССР «Дукс» был переименован в Государственный авиационный завод № 1. До Великой Отечественной войны предприятие производило самолеты-разведчики Р-1, Р-5; истребители И-1, И-3, И-5, И-15, И-153, МиГ-3.
Великая Отечественная война кардинально изменила деятельность предприятия. Завод был эвакуирован из Москвы в Куйбышев (ныне Самара), где в невероятно трудных условиях и в максимально короткие сроки наладили выпуск штурмовиков Ил-2. Первый из них взлетел в небо уже в декабре 1941 года.
Всего за годы войны ГАЗ № 1 передал фронту 11 768 штурмовиков Ил-2, 1225 штурмовиков Ил -10, свыше 3000 истребителей МиГ-3. Каждый шестой самолет, воевавший на фронтах Великой Отечественной, был изготовлен на этом предприятии.
В послевоенные годы Авиационный завод № 1 освоил производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16.
В 1958 году началась космическая эпопея предприятия. Совет Министров СССР постановил организовать серийное производство межконтинентальных баллистических ракет Р-7 на базе Государственного авиационного завода № 1. С этой целью главный конструктор ОКБ-1 Сергей Королев направил в Куйбышев своего заместителя Дмитрия Козлова, который организовал сначала конструкторский отдел, а позднее филиал № 3 ОКБ-1 и стал его руководителем.