МЕРОПРИЯТИЕ


Умный город:
перспективы модернизации ЖКХ

В Самаре на круглом столе, организованном АО «Коммерсантъ-Волга», обсудили перспективы цифровизации жилищно-коммунальной сферы
В Самарской области три города включены в федеральную программу «Умный город». Пилотные проекты с целью тестирования технологических решений, комплексов и программных продуктов в Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске.
«Умный город» объединяет сразу несколько направлений развития — модернизацию ЖКХ, повышение эффективности использования ресурсов, экономию средств на них, вовлечение граждан и организаций в процесс управления городом, в том числе формирования общественных пространств и облика города в целом. Все решения, реализуемые в «Умном городе», призваны сделать повседневную жизнь горожан комфортнее.

Участники дискуссии, состоявшейся в отеле 7terrass, рассказали, какие сейчас применяются решения, и поделились планами на будущее.
«Перед нами стоит задача организовать удобную и комфортную жизнь в городе»
Ольга Золотарева, куратор проекта «Умный город» администрации Самары
 Во всем мире наблюдается тенденция миграции жителей сельских районов в города. Если сегодня на долю городских жителей приходится порядка 54% населения в мире, в России это более 60%. Этот показатель растет постоянно. Сейчас перед нами стоит задача, как организовать комфортную и удобную жизнь в городе, адаптировать город к новым требованиям качества жизни. Урбанисты называют ряд параметров для комфортного города — развитая сеть коммуникаций, благоприятная экология, комфортная для проживания среда, наличие цифровых сервисов, развитая транспортная инфраструктура, личная и информационная безопасность. В Самаре проект «Умный город» начал реализовываться в феврале текущего года. Проект распланирован до 2024 года. В этом году будет создана платформа для взаимодействия жителей с органами исполнительной власти на базе существующего геопортала, который планируется дополнить новыми сервисами. У идентифицированных пользователей появится возможность напрямую обращаться к различным службам. «Умный город» подразумевает управление городским трафиком, в том числе создание системы платных парковок. Планируется оснащение всех новых домов индивидуальными приборами учета. Ряд проектов уже реализовано, в частности, модернизация системы освещения позволила сэкономить потребление энергии до 40%. Кроме того, в городе будет создан «цифровой двойник» для пользования управленцами. Это уход от бумаготворчества, более быстрое прохождение и информации и повышение эффективности управления.
«Существует электронная модель, на которой видно передвижение каждого мусоровоза»
Антон Алимов, заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области
— С 1 января 2019 года появился единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), который занимается сбором и транспортировкой отходов, их переработкой, утилизацией и захоронением. До 2019 года в отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) существовали рыночные отношения с управляющими компаниями. Зачастую мусор не доезжал до полигонов, оседая в ближайшем овраге. Сейчас существует электронная модель, на которой видно передвижение каждого мусоровоза — можно отследить, что мусор повезли от конкретной контейнерной площадки до конкретного полигона без лишних остановок и изменений маршрута. Кроме того, модель показывает расположение полигонов, их остаточную вместимость. Сейчас электронная модель используется министерством и региональным оператором. В перспективе планируется сделать ее общедоступной, чтобы этот процесс мог видеть каждый желающий. Перевозчикам стало невыгодно не довозить отходы до полигона, поскольку в этом случае они не получат оплату от регионального оператора. В Самарской области образуется порядка 1,8 млн т отходов в год, из них сортируется менее 40%. Наш регион участвует в национальном проекте «Экология», в рамках которого запланировано строительство нескольких специальных технопарков — комплекса сосредоточенных в одном месте предприятий по обработке отходов и их утилизации (производстве продукции из вторичного сырья). К 2022 году намечен ввод в эксплуатацию трех технопарков — вблизи Тольятти, Красного Яра и Самары.
«Жители смогут контролировать организации, ответственные за порядок»
Дмитрий Верхов, отдел прикладных проектов «Ростелеком»
— Компания ведет работу по созданию Единого диспетчерского центра. Мы хотим объединить уже существующие диспетчерские службы, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, чтобы принимать заявки от населения, передавать их непосредственным исполнителям и отслеживать выполнение работ. Предполагается, что сотрудники ЖКХ будут отчитываться на всех этапах исполнения заявки. Единый диспетчерский центр позволит собирать статистику по прошедшим вызовам и производить их анализ. Таким образом, у жителей города и представителей власти появится возможность контролировать организации, ответственные за порядок в нашем общем доме. Для того чтобы отслеживать выполнение заявки, вовсе не обязательно иметь доступ к сети интернет. Мы понимаем, что не каждый граждан пожилого возраста пользуется компьютером или смартфоном. Отчет об исполнении заявки можно будет получить и по домашнему телефону. Создание Единого диспетчерского центра это общая задача, которую решать нужно сообща. Мы плотно взаимодействуем с городской администрацией и ждем рекомендаций по включению того или иного модуля цифрового контура от управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, профильных министерств и ведомств. Когда проект будет запущен, они получат возможность оценить и проанализировать реальное взаимодействие с жильцами. Я уверен, что многие предприятия сферы ЖКХ захотят быть вовлеченными в этот процесс.
Задачи Единого диспетчерского центра
Улучшение качества сервиса для жителей города
Выявление «зон напряженности», контроль повторяющихся заявок
Повышение эффективности управления многоквартирным домом
Уменьшение задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги
Преимущества исполнительной власти от создания единого информационного пространства ЖКХ
Контроль качества работы подрядчиков
Сбор показателей эффективности работы чиновников
Привлечение граждан к реальному решению городских проблем
«Платформа ЖКХ даст возможность жителям города влиять на его благоустройство»
Владимир Басков, директор Самарского филиала ПАО «Ростелеком»
 Основная задача построения цифрового контура в сфере ЖКХ — за счет внедрения современных технологий повысить качество жизни горожан, комфортность городской среды, управление различными отраслями городского хозяйства при сокращении потребления ресурсов. В конечном итоге комплексные технологические решения изменят жизнь людей к лучшему. «Ростелеком» обеспечивает информационную среду для удобства населения и развития бизнеса. На базе экосистем цифровых сервисов высокого качества можно будет создать прозрачную и эффективную платформу ЖКХ, которая сможет интегрировать все существующие системы мониторинга и контроля. Она даст возможность жителям города влиять на его благоустройство, взаимодействовать с ресурсоснабжающими, управляющими, сбытовыми компаниями и органами власти.
«Все энегоообъекты обеспечены автоматизированными системами коммерческого учета электроэнергии»
Николай Костикин, ведущий инженер связи отдела эксплуатации информационных систем и систем связи филиала ФСК ЕЭС — МЭС Волги
 Деятельность нашей компании связана с обеспечением бесперебойной работы Единой национальной электрической сети России. Приоритетным направлением инновационного развития ФСК ЕЭС является цифровизация. В первую очередь новые технологии позволяют повысить надежность работы — снижаются риски ошибок персонала, повышается скорость реагирования на возникновение нарушений и т. д. ФСК ЕЭС первой в стране начала внедрять цифровые решения по международному стандарту МЭК 61 850 в сетях высокого напряжения — частично цифровизировано более 200 объектов. Охват магистральных электросетей цифровой связью превышает 70%, реализованы пилотные проекты дистанционного управления. Все энегоообъекты обеспечены автоматизированными системами коммерческого учета электроэнергии. В планах до 2025 года — создание более 30 комплексных цифровых подстанций, первый такой объект уже введен в работу в Западной Сибири. Также к 2025 году 100% подстанций ЕНЭС будут обеспечены цифровой связью, технология телеуправления будет реализована более чем на 100 объектах. Цифровые технологии активно внедряются и в магистральных электрических сетях Поволжья. Например, девять ключевых центров питания региона в ближайшие годы будут переведены на дистанционное управление. Реализация проекта началась на четырех подстанциях Нижегородской области, а также на крупнейшем электросетевом объекте Мордовии.
«Наша цель — производить начисления без участия человека»
Константин Дзюин, директор Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс»
— Мы плотно занимаемся вопросами энергосбережения, но развитие тормозит нежелание жителей что-то менять и отсутствие у них понимания, почему они должны платить в том или ином случае. Жителям самим нужно понять, готовы ли они экономить. Если готовы, механизмы для этого имеются. Наша цель — производить начисления без участия человека. В Тольятти мы установили систему удаленного снятия показаний и контроля качества параметров. Планируем развивать такую же систему и в Самаре, где ситуация сложная, поскольку оснащенность приборами учета жителей составляет менее 10%. У нас был опыт самостоятельной установки приборов учета, но возникла другая проблема — собрать оплату. Поскольку мы переходим на прямые расчеты, управляющим компаниям о приборах учета заботиться стало неинтересно. Собственники же привыкли платить установленные цены, и пока мы не можем их мотивировать изменить эту тенденцию.
«Население принимает активное участие при формировании городских пространств»
Лилия Пастухова, заместитель начальника отдела модернизации и реконструкции ЖКХ администрации Самары
— Минстроем России разработан национальный проект «Жилье и городская среда», в состав которого входит приоритетный проект «Формирование городской среды». Проект действует до 2024 года. Исходя из результатов рейтингового голосования и объема финансирования, определяется перечень общественных территорий в городе, на которых планируется благоустройстве. Затем проходит заседание общественной комиссии, подводятся итоги, выбираются территории. В 2019 году выбраны четыре территории — бульвар Металлургов, территория около храма Кирилла и Мефодия, Крымская площадь и сквер по проспекту Ленина от улицы Первомайской до улицы Осипенко.
В приемке работ и обсуждении дизайн-проектов активное участие принимает население, проекты согласовываются архитекторами, а работы проводятся при участии общественных организаций, таких как Народный фронт.

Текст: Вячеслав Сорокин
Фото: Артем Голяков
Видео: Дмитрий Моторин