И МАЛЫМ, И СРЕДНИМ
Спецпроект «Коммерсантъ-Волга»
Курс на заграницу
Начать экспортировать свою продукцию, найти партнеров из других стран представителям малого и среднего бизнеса в Самарской области помогают в региональном Центре поддержки экспорта. Государственная структура помогает предпринимателям выйти на внешний рынок, ее помощь особенно важна в период пандемии и закрытия границ.
В 2019 году 384 экспортера из числа малых и средних предприятий получили помощь ЦПЭ при выходе на зарубежные рынки (в 2018 году — 153 предприятия), а 93 из них заключили новые экспортные контракты. Объем поддержанного экспорта составил $ 40,1 млн (в 2018 году — $ 11 млн). Наиболее активно торговля велась с государствами ЕАЭС (19,8% экспорта малого и среднего бизнеса Самарской области), а также с Узбекистаном, Турцией, Германией, Вьетнамом и др.
Производители Самарской области поставляют свою продукцию и услуги в 137 стран мира. Увеличивать долю малого и среднего бизнеса среди предприятий региона, осуществляющих поставки за рубеж, помогает Центр поддержки экспорта (ЦПЭ). Это структурное подразделение Регионального центра развития предпринимательства Самарской области, входящее в областную инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Деятельность ЦПЭ курируют министерство экономического развития и инвестиций Самарской области и АО «Российский экспортный центр».

В условиях неопределенности и ограничений помощь Центра поддержки особенно важна: именно здесь предприниматели могут получить комплексную поддержку своих проектов для внешнего рынка.

2020 год внес свои корректировки, все произошедшие изменения наложили свой отпечаток и на работу центра. Однако ЦПЭ оперативно было налажено взаимодействие с Российским экспортным центром, велся постоянный мониторинг ситуации в регионе, проблем экспортеров. Это, в свою очередь, позволило очень быстро начать транслировать рекомендации по работе с таможней, по новым вариантам работы с зарубежными партнерами. В частности, активно началось взаимодействие с торговыми представителями России за рубежом, а это носители уникальных компетенций, знаний о стране и принятых в ней правилах ведения бизнеса, потреблении тех или иных товаров или услуг.
На сегодняшний день проведены онлайн-встречи с торгпредами многих стран, целью которых было выстраивание отношений с бизнесом, выяснение актуальных направлений для бизнеса, возможность начала прямого взаимодействия с заинтересованными компаниями.

Другой канал для развития экспорта — электронные торговые площадки. В период ограничений РЭЦ начал транслировать в еженедельном формате видеовстречи с представителями разных торговых и тендерных площадок. Появилось достаточно информации о том, где российский бизнес практически не представлен. «Как правило, наши бизнесмены лучше осведомлены об известных китайских маркетплейсах (рынок В2С), тогда как площадок сейчас огромное количество, они отраслевые (В2В), с ареалом присутствия не только ЮВА, но и в Европе, Америке, реже на Ближнем Востоке», — уточняют в ЦПЭ.

В центре отмечают, что, согласно статистике роста e-commerce, ежегодный прирост объема продаж в мире составлял до 2020 года порядка 20%, на конец 2019 года — $ 1,6 трлн. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка в России по итогам 2019 года превысил 2 трлн руб. В мире сейчас 1,92 млрд покупателей при общей численности населения планеты 7,5 млрд. «В текущем году эта тенденция ввиду ограничений усилилась — прирост онлайн-торговли составил порядка 9% в месяц. Мы все видим на улицах города огромное количество курьеров, машин доставки заказов. То же самое происходит и на внешнем рынке — он изменился, изменились каналы распределения товарных потоков для малого и среднего бизнеса», — объясняют в ЦПЭ.
$4 млрд
составил экспорт Самарской области по итогам 2019 года
Объем экспорта в Самарской области в 1 полугодии снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом на 18% увеличился объем экспорта продукции АПК: в первую очередь, за счет масложировой продукции. «На территории области есть очень крупные производители растительных масел, и качество их продукции высоко оценено зарубежными партнерами. Помимо масложировой продукции это зерно, мука, бакалея», — отмечают в центре поддержки экспорта.

Традиционный драйвер областного экспорта — минеральные удобрения, продукция химпрома снизила своей объем поставок ввиду закрытия границ, а также закрытия производств зарубежных партнеров на время пандемии.

ЦПЭ до 1 декабря текущего года принимает заявки на экспортную поддержку в 2021 году. Свои запросы на бланке организации с подписью и печатью руководителя предприниматели могут направить на электронный адрес info@rus63.com c пометкой в теме «Заявка на 2021 год». В центре отмечают, что понимание потребностей представителей бизнеса позволит точнее спланировать необходимые меры поддержки, предусмотреть объем финансирования и заранее начать подготовительные мероприятия. Однако в ЦПЭ подчеркивают, что сбор заявок сейчас вовсе не означает, что те, кто не подал документы, не смогут их получить. В центре нацелены работать со всеми компаниями, которые заинтересованы в продвижении на внешние рынки, и окажут им содействие.
«Малые и средние предприятия отличаются от крупных тем, что у них нет мощных ресурсов и организационной структуры, способствующих быстрому выходу на внешний рынок. Наша задача — помочь предпринимателям преодолеть торговые барьеры. Мы, как единое окно государственной поддержки, готовы предоставить знания, необходимые для работы на внешнем рынке. К нам могут обратиться как начинающие экспортеры, так и компании, уже имеющие опыт зарубежных поставок».
Ольга Золотарева, директор Центра поддержки экспорта
Одним из успешных примеров взаимодействия с Центром развития экспорта в 2020 г. является проект интерактивного анатомического стола «Пирогов» группы компаний «Развитие». Высокотехнологичное изобретение помогает обучать студентов медицинских вузов анатомии и хирургии.
«Наш проект был реализован в содружестве с Самарским государственным медицинским университетом. Он является альтернативой классического диссекционного стола. В стране поменялось законодательство, возник дефицит биоматериалов, но студентов-медиков надо обучать. Команда разработчиков — на 100% самарская. Мы работаем не только в России, но и в Узбекистане, Казахстане, Туркменистане, Армении. И сегодня рассматриваем рынок Юго-Восточной Азии и Европы».
Вадим Гвоздков, генеральный директор ГК «Развитие»
Опубликовано 06.11.2020