Инфраструктура // спецпроект «Коммерсантъ-Волга»
Самарская область свяжет Европу с Западным Китаем
Еще не построенный мост уже получает награды
Через Самарскую область пройдет маршрут «Европа — Западный Китай». Дорога пройдет в обход Тольятти, в ее составе будет мост через Волгу, в его строительстве участвуют специалисты, задействующиеся в возведении Крымского моста. За мост через Волгу регионн получил награду за лучший проект в сфере автомобильных дорог.
Маршрут «Европа — Западный Китай», который также называют «Новый шелковый путь», является совместным проектом трех стран Шанхайской организации сотрудничества России, Казахстана и КНР. Решение о создании такого маршрута зародилась в 2015 году в рамках договора о сотрудничестве, подписанного президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином.

Длина этой магистрали — более 8,4 тыс. км, из которых 2,3 тыс. приходится на Россию, 2,7 тыс. — на Казахстан и 3,1 тыс. — на Китай. Всю трассу можно будет проехать за 10 суток. Для сравнения, железнодорожный маршрут по Транссибирской магистрали составляет 11,5 тыс. км и занимает 14 суток, а морской путь через Суэцкий канал — 24 тысяч км и 45 дней. Сегодня львиная доля грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется именно по этому морскому пути.

Изначально планировалось, что маршрут на территории России пройдет через Оренбургскую область, минуя самарский регион. Однако губернатор Самарской области Дмитрий Азаров был намерен изменить ситуацию и привести масштабный проект в наш регион. С вопросом о необходимости корректировки транспортной стратегии страны губернатор обратился к президенту во время его визита в Самару в марте 2018. В дальнейшем этот вопрос неоднократно обсуждался с главой государства, и в итоге было принято положительное решение — транспортный маршрут пройдет через Самарскую область.

Чтобы обеспечить быстрый и беспрепятственный проезд транспортных потоков через Самарскую область в составе маршрута «Европа — Западный Китай», было принято решение о возведении масштабного инфраструктурного объекта — моста через Волгу в обход Тольятти. На правом берегу Волги дорога от моста соединится с подъездом от трассы М-5 «Урал» к Ульяновску, на левом — с М-5 «Урал».

Для строительства моста было заключено концессионное соглашение между Самарской областью и компанией «Обход Тольятти», представляющей собой консорциумом «Автодора» с компаниями «Инфракап» и «Мостотрест».
Еще до строительства было понятно, что самарский мост уникален, поэтому были привлечены лучшие специалисты, в том числе те, которые задействовались при возведении Крымского моста. Мост через Волгу предлагает строителям задачи сложнее. Протяженность пролетов составляет больше 100 м, а максимальная глубина дна составляет 36 м, а при строительстве Крымского моста максимальная глубина была 12 м.

Сейчас на объекте задействовано более 750 мостовиков-строителей, в том числе создаются рабочие места для жителей региона — местные специалисты тоже активно привлекаются. «Жители Сызрани, Тольятти, Шигонского и Ставропольского района будут привлекаются для реализации этого масштабного проекта, самого крупного проекта государственно-частного партнерства в нашей стране. У нас загружены предприятия Сызрани, Тольятти. Очень важно, что интеграция в проект компаний Самарской области со временем продолжит увеличиваться», — сказал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, сравнив проект со строительством Александровского моста в конце XIX века.

Благодаря тому, что маршрут удалось проложить через Самарскую область, он стал короче на 400 км, это позволит значительно сократить время перевозки грузов. Мост планируется открыть в 2024 год.
Для того, чтобы уже сейчас увеличить пропускную способность в регионе, на участке дороги в границах Ставропольского, Волжского и Красноярского районов увеличена максимальная разрешенная скорость движения — до 110 км/ч.
Скорость удалось повысить качественно сделанному в последние два года ремонту дорожного покрытия. Также в порядок привели три транспортные развязки, расположенные на участке от Тольятти до подъезда к Самаре.

Со вводом в эксплуатацию моста ожидается, что он снизит транспортную нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС, где образуются крупные заторы, особенно в летний период, когда к большегрузному транспорту, следующему транзитом через регион, добавляются жители Тольятти и близлежащих районов, которые едут на свои дачные участки. Кроме того, сократится время поездки из Самары в Москву. Также власти региона ожидают, что повысится инвестиционная привлекательность особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти», поскольку потенциальные, как и действующие, резиденты смогут быстрее доставлять грузы на производственные площадки и отгружать готовую продукцию.

Такую масштабную работу, ведущуюся на территории Самарской области, отметили наградой на федеральном уровне. Во время церемонии вручения Национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА» губернатору Дмитрию Азарову вручили награду в номинации «Лучший проект в сфере автомобильных дорог».

«Заданный в начале года темп сегодня соблюдается, и это очень важно. Даже несмотря на ограничения из-за распространения коронавирусной инфекции, с которыми столкнулись и строители, в том числе моста через Волгу, работы ведутся по графику», — сказал глава региона.

В условиях пандемии из-за угрозы распространения коронавируса на строительных площадках были приняты необходимые меры по защите работников в соответствии с рекомендациями санитарных служб.
Опубликовано 15.12.2020