Самарская губерния › СПЕЦПРОЕКТ «КОММЕРСАНТЪ-ВОЛГА»
Трудовая и боевая слава
Одним из главных достижений мировой авиации в 2020 году признали новый турбореактивный двигатель НК-32−02, созданный на самарском предприятии ПАО «ОДК-Кузнецов». На другом флагмане региональной промышленности — АО РКЦ «Прогресс» — успешно идет разработка новой ракеты «Союз-5» для вывода спутников и пилотируемых кораблей на высокоэллиптические орбиты. Оба предприятия-гиганта, являющиеся гордостью региона, начали свою деятельность на берегах Волги в самое тяжелое время для страны — период Великой Отечественной войны. Именно в этот период в Куйбышев были эвакуированы десятки важнейших заводов.
Великая Отечественная война кардинально изменила жизнь Куйбышевской области. В силу своего мощного экономического и культурного потенциала, а также выгодного стратегического и географического положения регион внес огромный вклад в борьбе с фашизмом.

В суровые военные годы именно Куйбышев стал центром эвакуации десятков крупных предприятий и даже побыл «запасной столицей» СССР. Стабильное состояние городской индустриальной и социальной инфраструктуры в тылу Советского Союза приобрело в 1941—1945 гг. важное стратегическое значение. Мало кто знает, что решение о строительстве трех авиационных заводов на Безымянской и Падовской площадках принято Комитетом Обороны при СНК СССР под грифом «Совершенно секретно» еще в 1940 году, до начала Великой Отечественной войны. Это было связано с острой необходимостью повышения обороноспособности страны.

Процесс развития авиационной отрасли резко ускорился после эвакуации ряда предприятий. Авиационный завод № 1 был срочно эвакуирован из Москвы в Куйбышев. 10 декабря 1941 года на новом месте был выпущен первый МиГ-3, собранный из деталей, привезенных из Москвы. К концу декабря было изготовлено 27 таких машин. 25 декабря 1941 года завод приступил к серийному выпуску штурмовиков Ил-2. Авиационный завод № 1 внес огромный вклад в Победу нашей страны над фашисткой Германией: каждый шестой самолет, воевавший на фронтах Великой Отечественной, был изготовлен в цехах завода. В годы войны было освоено производство самолетов: МиГ-3 (до 1942), Ил-2, Ил-10 (1941−1945). Всего за годы войны ГАЗ № 1 передал фронту 11 768 штурмовиков Ил-2, 1225 штурмовиков Ил -10, свыше 3000 истребителей МиГ-3.
Из Воронежа был эвакуирован завод № 18 (впоследствии — Куйбышевский авиационный завод, а ныне АО «Авиакор»), где также было налажено производство штурмовиков Ил-2 — самых массовых боевых самолетов в мировой истории. Из Москвы эвакуирован моторный завод № 24 (позднее МПО им. Фрунзе, а ныне ПАО «ОДК-Кузнецов»). Всего в Куйбышев переехали более 20 предприятий, входящих в наркомат авиационной промышленности СССР.
В связи с бурным развитием в Куйбышеве авиастроения летом 1942 года в городе был открыт Авиационный институт.
Вскоре после начала войны Особстрою поручили возведение радиостанции близ села Ново-Семейкино (объект № 15), крекинг-завода № 443 возле железнодорожной станции Кряж (впоследствии Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод), Куйбышевского нефтехимкомбината (Новокуйбышевск) и еще десятков других предприятий.
В годы Великой Отечественной войны объем производства в области увеличился в 7 раз, а в областном центре — в 11.

В 1940 году в Куйбышевской области было добыто 220 тыс. т нефти, в 1945 году — 1,033 млн т. Во время войны поволжская нефть стала не только стратегическим ресурсом, но и одним из ключевых факторов победы над врагом.

Важнейшим центром производства боеприпасов был Чапаевск. Здесь была произведена каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд и весь морской боезапас для всех флотов страны в годы Великой Отечественной войны.
Осенью 1941 года возобновилось строительство Сызранского крекинг-завода. Сюда начали прибывать специалисты и оборудование предприятий, эвакуированных из Херсона, Одессы и Туапсе. Первый эшелон произведенного в Сызрани бензина был направлен на Сталинградский фронт уже 20 июля 1942 года. Осенью того же года к заводу был проложен первый нефтепровод с Сызранского и Ставропольского месторождений.
15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны, принял постановление, согласно которому Куйбышев фактически становился «запасной столицей». Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии иностранным миссиям получили эвакуироваться в город на Волге. 17 октября в Куйбышев приехал председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин. Сюда же были эвакуированы часть аппарата ЦК партии, ЦК ВЛКСМ, ряд наркоматов. Позже в Куйбышеве обосновался Исполком Коминтерна во главе с Георгием Димитровым. Дипломатический корпус оставался в Куйбышеве до августа 1943 года. Только после победы на Курской дуге иностранные представительства получили разрешение вернуться в Москву. Одновременно была организована работа по строительству бункера-убежища, рабочего кабинета — дублирующей Ставки Верховного Главнокомандующего. 16 декабря 1942 года объект был принят в эксплуатацию.
Государственный Комитет Обороны 23 января 1942 года принял решение о строительстве магистрали от Сталинграда через Саратов и Сызрань до Свияжска — Волжской рокады. Это было предвидение, обеспечившее крупный выигрыш в решении стратегических задач войны. Железная дорога строилась экстренными темпами. Вся линия была окончательно принята в эксплуатацию 1 ноября 1942 года. Возведение Волжской рокады стало одним из ключевых факторов победы под Сталинградом, ознаменовавшей собой коренной перелом в ходе войны.
7 ноября 1941 года на площади Куйбышева состоялся легендарный военный парад. В обстановке сверхсекретности он готовился одновременно в трех городах — Москве, Воронеже и Куйбышеве. Советскому Союзу удалось продемонстрировать всему миру свою военную мощь и доказать: мы выстоим. Иностранных военных атташе и корреспондентов зрелище просто потрясло и заставило поверить, что наша страна непоколебима перед любым врагом.
В военные годы сформировалась и газовая индустрия. По решению правительства был построен в кратчайшие сроки газопровод Бугуруслан — Куйбышев. С сентября 1943 года по июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 млн куб. м газа, что сэкономило 370 тыс. т привозимого каменного угля.
В итоге массовой эвакуации предприятий только за июль-ноябрь 1941 года население Куйбышева увеличилось с 390 тыс. до 523 тыс. человек. А на 1 февраля 1942 года в Куйбышевской области эвакуированных было уже свыше 200 тыс.
7 ноября 1944 года в торжественной обстановке открылась первая электрифицированная железнодорожная линия в регионе — участок Куйбышев — Безымянка протяженностью 14,2 км.
Опубликовано 23.07.2021