Самарская губерния › СПЕЦПРОЕКТ «КОММЕРСАНТЪ-ВОЛГА»
Индустриальный прорыв
Самарская область четвертый год подряд показывает одну из лучших динамик развития в России, год за годом улучшая свои позиции. Так, в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ АСИ в 2018 году губерния поднялась с 65 на 48-е место. В 2019 году регион поднялся сразу на 24 позиции, заняв 24-е место, а в 2020-м губерния преодолела еще две позиции, заняв 22-е место. В 2021 году регион поднялся на 14 позиций, заняв 8-е место. Таким образом, с 2017 года Самарская область под руководством Дмитрия Азарова поднялась вверх на 57 позиций Национального рейтинга: с 65-го на 8-е место в стране.
Особая экономическая зона «Тольятти» в 2020 году вошла в тройку лучших особых экономических зон России. Территория опережающего социально-экономического развития «Тольятти» лидирует в стране по числу резидентов, которых уже больше 70. Инвестиционная привлекательность Тольятти растет благодаря ряду решений региональных властей, в том числе строительство железнодорожной ветки до ОЭЗ «Тольятти» и включение территории ОЭЗ в состав городского округа Тольятти. Однако гигантский экономический потенциал города был заложен во второй половине XX века, когда на территории региона начали работать ведущие предприятия.
В послевоенный период в Куйбышевской области развернулось масштабное строительство гигантских заводов. Помимо авиастроительной отрасли в регионе стала развиваться химическая промышленность. Строительство Волжской ГЭС в дальнейшем способствовало появлению новых производств.

Идея использования Волги в качестве источника энергии появилась еще во времена Российской Империи. Уже в 1937 году вопрос был решен на правительственном уровне, однако проект не был реализован по ряду причин. В 1949 году власти снова вернулись к этой теме, а 21 августа 1950 года утвержден проект Куйбышевского гидроузла в районе Жигулевска. Строительство объекта было завершено 14 октября 1957 года. Официальное открытие ГЭС проходило в торжественной обстановке 9 августа 1958 года в присутствии первых лиц СССР.

В этот период по всей стране начались так называемые Великие стройки коммунизма. Общая мощность построенных в рамках этого плана гидроэлектростанций составила более 4 миллиардов киловаттов. Сызранский локомобильный завод изменил профиль и переключился на выпуск гидротурбин. В ноябре 1951 года он получил новое наименование — Сызранский гидротурбинный завод. В 1955 году заработал первый гидротурбинный цех № 5, крупнейший в Поволжье.
В 1958 году Совет Министров СССР принял решение организовать на базе Государственного авиационного завода № 1 в Куйбышеве серийное производство межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Первый пуск легендарной «семерки», произведенной на берегах Волги, состоялся 17 февраля 1959 года. Завод успешно подтвердил свои технические возможности и получил право на серийное изготовление изделий по заказу Минобороны СССР. Страна получила надежный ядерный щит в тревожные годы «холодной войны». Именно с тех пор Самара является неофициальной космической столицей страны.

Первая и вторая ступени ракеты, на которой Юрий Гагарин впервые в мире покорил космос, были изготовлены в Куйбышеве. С 1961 года по настоящее время все запуски отечественных пилотируемых космических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства. С этого момента предприятие получило открытое наименование «Завод «Прогресс».
В 1957 году после запуска первого искусственного спутника Земли начинается космическая эпопея самарского ПАО «ОДК-Кузнецов». Здесь стали производить жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (ныне АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко»). Все отечественные космические корабли запускаются с помощью этих двигателей и сегодня.

20 июля 1966 года вышло Постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти завода по выпуску 600 тыс. легковых автомобилей в год. Эта дата считается днем рождения Волжского автомобильного завода. Строительство гигантского предприятия было обусловлено тем, что в то время в СССР производилось менее 150 тыс. легковых машин в год. В связи с этим ощущалась острая необходимость в комфортабельных и доступных автомобилях.

Волжский автозавод в Тольятти был построен в кратчайшие сроки: в 1967 году началось строительство, а в 1970 году появилась первая продукция — автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке «Лада».
Правительство страны рассматривало для будущего автозавода 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти. Волжская (Жигулевская) ГЭС могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Еще одним фактором стала транспортная доступность — недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (Самаре) и Сызрани.

Строительство АвтоВАЗа дало толчок появлению и развитию не только целого ряда отраслей промышленности, но и других предприятий автопрома в России и за ее пределами.

Население Тольятти за 1962−1982 годы увеличилось более чем в шесть раз.
В 1970-е годы в Тольятти продолжились ударные комсомольские стройки. Крупнейшей из них стал будущий «Тольяттиазот». В волжский город направляли добровольцев из всех уголков страны. Впечатлял масштаб комплекса по производству аммиака (мощность — 2700 тыс. тонн в год) и карбамида (900 тыс. тонн). Все дело в том, что развитие сельского хозяйства СССР требовало большого количества минеральных удобрений. Одновременно с химическим заводом велась прокладка уникального магистрального аммиакопровода «Тольятти-Одесса» протяженностью более двух тысяч километров. 28 декабря 1978 года госкомиссия приняла в эксплуатацию первый объект на промышленной площадке завода — уникальное хранилище аммиака. В апреле 1979 года был произведен первый аммиак, а в августе того же года на склад поступили первые 100 т карбамида.
Опубликовано 23.07.2021