МОНОГОРОДАМ — БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Спецпроект «Коммерсантъ-Волга»
АвтоВАЗ вышел на рекорд
АО «АвтоВАЗ» — одно из ключевых для экономики Самарской области в целом и Тольятти, в частности, предприятий в 2020 году — смогло удержать позиции и не просесть в объемах продаж слишком сильно, вопреки кризису и пандемии. В октябре завод даже поставил рекорд по объему продаж за период с 2014 года. По мнению экспертов «Ъ-Моногорода», такого эффекта удалось достичь благодаря мерам господдержки, а также грамотным действиям самого автозавода по наращиванию спроса на продукцию. Однако, по словам президента АвтоВАЗа Ива Каракатзаниса, по итогам года стоит ожидать падения авторынка на 10−15%.
АО «АвтоВАЗ» в 2020 году, несмотря на пандемию и нестабильную экономическую ситуацию, показывает весьма неплохие результаты. Особенно в последние месяцы. Так, по итогам октября, продажи АвтоВАЗа выросли на 22,5% по сравнению октябрем 2019 г. и достигли 37 тыс. автомобилей.

Как отмечают в пресс-службе автозавода, это абсолютный рекорд по количеству проданных автомобилей за месяц с октября 2014 года. Тогда было реализовано 37,78 тыс. автомобилей.

Лидерами продаж являются LADA Granta, LADA Vesta и автомобили семейства Largus.

Исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АО «АвтоВАЗ» Оливье Морне полагает, что рост продаж и спроса на автомобили стал возможен благодаря продолжению действия государственных и собственных программ LADA.

«Мы также постоянно работаем над повышением привлекательности наших моделей, обновляя продуктовое предложения от LADA. Так, в октябре мы представили Vesta Cross седан и SW в новой специальной серии [BLACK], что крайне позитивно отразилось на продажах этого семейства. В конце месяца, вслед за моделями Vesta, стартовали продажи XRAY Cross и 4×4 в исполнении [BLACK]», — отмечает господин Морне.

Отметим, рост продажи АвтоВАЗа показывали и в сентябре 2020 года в сравнении с аналогичным месяцем 2019 года, но не столь значительный — на 6,1%.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» предполагает, что увеличение продаж в октябре можно объяснить несколькими причинами, и первая из них — отложенный спрос.
«К тому же наступил перерыв между „волнами“ пандемии, были сняты ограничения на работу торговых предприятий, и потребители поспешили этим воспользоваться. Во-вторых, это могло произойти из-за окончания отпусков в сентябре, и те, кто не смог отдохнуть из-за введенных ограничений на перелёты и закрытия границ, решили потратить деньги на приобретение новых автомобилей. В-третьих, не исключено, что это может объясняться различными акциями со стороны компании, от продаж новых моделей до новых финансовых предложений на приобретение её продукции», — рассуждает господин Баранов.

Если же говорить в целом о том, как чувствует себя АвтоВАЗ, то 2020 год для него, безусловно, является непростым. Так, с июня по август завод работал в режиме неполной четырехдневной рабочей недели.

Подводя итоги работы в первом полугодии 2020 года, пресс-служба АвтоВАЗа заявляла о том, что, «несмотря на крайне негативный тренд из-за глобальной пандемии и колебаний курсов валют в апреле и мае», летом предприятие начало фиксировать начало поэтапного восстановления спроса.
«С января по июнь в РФ продано 140,6 тыс. легковых и легких коммерческих автомобиля LADA (8 тыс. из них — внедорожники Niva). Продажи в июне составили 30,2 тыс. автомобилей, что лишь немного не достигло результатов 2019 года», — отмечали в пресс-службе АвтоВАЗа по итогам первого полугодия 2020 года.

Дмитрий Баранов, анализируя ситуацию на АвтоВАЗе в 2020 году, отмечает, что компания сохраняет лидерство по продажам в стране. «Так, согласно данным Комитета Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ, за январь-октябрь текущего года было продано 264,6 тыс. автомобилей компании, что на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года», — рассказывает господин Баранов и добавляет, что общий итог продаж машин в стране за этот период просел сильнее — на 12,1%.
По словам президента АвтоВАЗа Ива Каракатзаниса, автомобильный рынок вряд ли повторит результаты 2019 года, и все производители ожидают его падения на 10−15%. «Ежемесячный рост рынка легковых автомобилей, начавшийся в июле, не поможет восполнить потери от весенних простоев и расходов на защиту от COVID-2019», — считает господин Каракатзанис.

Дмитрий Баранов, в свою очередь, добавляет, что хоть год для компании и стал непростым, она смогла сохранить свои позиции и продолжит работу. «Для отрасли и компании этот кризис не первый и, к сожалению, не последний, но деятельность автомобильной отрасли не прекратится», — убежден Дмитрий Баранов.

Для поддержания спроса на автомобили, по его мнению, АвтоВАЗу нужно сохранить различные виды его стимулирования, включая льготное кредитование, аренду и лизинг, программы «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль» и ряд других.

Также нужно продолжить непосредственную поддержку компании, от сохранения её в числе системоообразующих компаний до предоставления ей оборотных средств на льготных условиях и частичного софинансирования НИОКР со стороны государства, рассуждает господин Баранов.

«Нужно учитывать не только то, что в компании работают тысячи людей, но и то, что с ней тесно связаны другие отрасли: металлурги, химики. С ней взаимодействуют различные поставщики, предприятия среднего и малого бизнеса, торговые и сервисные организации, так что поддержка компании поддержит и их. Но и компании нужно предпринимать шаги по укреплению своего положения», — говорит Дмитрий Баранов.
— 2020 год оказался очень трудным для инудстрии легковых автомобилей, как и почти для всех отраслей промышленности по всему миру. Национальный локдаун весной, закрытие всех дилерских центров и предприятий поставщиков, падение цен на нефть и колебания валютных курсов привели к сильному снижению продаж, особенно в апреле и мае.

При этом сама автомобильная отрасль оказалась в центре внимания президента России Владимира Путина, который в конце апреля одобрил дополнительные эффективные меры поддержки рынка, предложенные Минпромторгом России. «АвтоВАЗ получил дополнительные заказы на 16 тыс. автомобилей в 2020 гогду по программе опережающих госзакупок. Благодаря лично губернатору Самарской области Дмитрию Азарову и его обращению к президенту России были приняты важные решения по поддержке отрасли. Более того, решение губернатора позволило АвтоВАЗу возобновить производство в апреле. Также удалось запустить работу сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗа во всех регионах России. Напомню, ее работа была остановлена из-за ограничительных мер, вызванных распространением коронавирусной инфекции. Восстановить работу сети удалось благодаря личному участию Дмитрия Азарова, который направил письма всем главам российских регионов и провел переговоры со многими из них, чтобы убедить возобновить работу наших поставщиков и дилеров с соблюдением санитарных правил.

Мы также высоко ценим тот факт, что губернатор и правительство Самарской области продолжают реализацию программы поддержки автокомпонентной отрасли. Отмечу, что областная программа поддержки развития поставщиков работает настолько эффективно, что мы намерены предложить правительству Российской Федерации запустить аналогичную программу на федеральном уровне. Но все же автомобильный рынок вряд ли повторит результаты 2019 года, и все производители ожидают его падения на 10−15%. Ежемесячный рост рынка легковых автомобилей, начавшийся в июле, не поможет восполнить потери от весенних простоев и расходов на защиту от COVID-2019. Перспективы объемов продаж в ноябре и декабре позитивны, но будут сильно зависеть от возможности продолжения работы завода как системообразующей организации, а также его поставщиков и дилеров при строгом соблюдении санитарных мер. Я благодарен губернатору Самарской области Дмитрию Азарову и областному правительству за их поддержку.

2021-й станет сложным годом в связи с продолжающимися санитарными ограничениями из-за коронавирусной инфекции. Прогнозы развития автомобильного рынка на 2021 год остаются неопределенными. Но я уверен, что вместе мы успешно преодолеем этот сложный период с минимальными потерями.
Ив Каракатзанис
Президент АО «АвтоВАЗ»
Продажи автомобилей LADA в октябре 2020 года
Granta
12 756 ед.
+8,9% к октябрю 2019 года
Vesta
11 853 ед.
+42,9% к октябрю 2019 года
Largus
4 779 ед.
+2% к октябрю 2019 года
140 623 ед.
всего продано за первое полугодие 2020 года
264 680 ед.
всего продано за январь-октябрь 2020 года
Опубликовано 27.11.2020