«Основные проблемы ожидают отрасль ближе к осени»
В 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-2019 мир столкнулся с серьезным кризисом, практически во всех странах была остановлена работа торговых предприятий, не занимающихся продажей товаров первой необходимости. Россия, к сожалению, не стала исключением. Бизнес, связанный с розничной торговлей, одним из первых был вынужден закрыться, и открывается постепенно только сейчас. Антон Летушев рассказал о том, как отрасль в целом и бренд Lime в частности справляются с текущим кризисом.
«Основные проблемы ожидают отрасль ближе к осени»
В 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-2019 мир столкнулся с серьезным кризисом, практически во всех странах была остановлена работа торговых предприятий, не занимающихся продажей товаров первой необходимости. Россия, к сожалению, не стала исключением. Бизнес, связанный с розничной торговлей, одним из первых был вынужден закрыться, и открывается постепенно только сейчас. Антон Летушев рассказал о том, как отрасль в целом и бренд Lime в частности справляются с текущим кризисом.
— Антон, как себя чувствует отрасль сейчас?
— Мы наблюдаем так называемый отложенный спрос. Ведь когда люди два месяца отказывали себе в покупках, с открытием магазинов они все же побалуют себя новыми вещами. Тем более, что лето никто не отменял, да и не все готовы перейти на онлайн. Так что сейчас есть продажи, и достаточно неплохие. Но проблема в том, что мы не работали все это время, и, соответственно, недополучили огромную сумму выручки, которую планировали потратить на закупку новой коллекции. Поэтому, как мы полагаем, основные проблемы, с которыми столкнется отрасль, будут осенью.

Опять же, текущий спрос — это, как я предполагаю, временное явление. Ведь многие пострадали: кому-то сократили зарплату, кто-то потерял работу. А если упали доходы, то упадет и спрос. Соответственно, дальнейшие покупки люди будут совершать более осознанно, приобретая только самое необходимое, исключая спонтанный шопинг.

Все-таки бизнес по продаже модной одежды имеет большую эмоциональную составляющую, и приобретение таких вещей связано не столько с необходимостью что-то носить, сколько с желанием получить положительные эмоции.

Второй момент — это то, что пострадали сами компании, поскольку, как я уже говорил, те доходы, которые они недополучили, планировалось потратить на закупку новой коллекции. Соответственно, ассортимент товаров на прилавках магазинов одежды осенью будет очень сильно зависеть от того, сколько денег они смогут найти на его закупку. Безусловно, ассортимент будет сокращен в пользу базовых вещей, а значит, неизбежно и падение оборота. Более того, я полагаю, что к осени мы увидим много закрывающихся магазинов.

— Это касается, как я понимаю, практически всех компаний, которые занимаются продажей одежды. Как переживает текущий кризис Lime? Растущие продажи в интернет-магазине помогли вам?
— Наша сложность в том, что мы не торгуем базовыми вещами, поэтому нам особо нечего сокращать в ассортименте. Конечно, интернет-магазин помог нам получить хоть какие-то деньги в период, когда розничная сеть не работала. Но надо понимать, что выручку розничной сети интернет-магазин просто не может перекрыть. По сути его оборот сопоставим с оборотом одного розничного магазина — хорошего, но одного. Поэтому мы, конечно, понесли серьезные убытки. Но благодаря интернет-продажам нам все же удалось закрыть свои операционные расходы.

Кроме того, наша хорошая репутация как бизнес-партнера сделала свое дело: наши поставщики пошли нам навстречу и порой «отгружали» товар без оплаты. Могу вам сказать, что у многих, даже известных, компаний такой возможности нет.

Также мы провели переговоры с управляющими торговых центров и практически со всеми смогли договориться об уменьшении либо полной отмене арендной платы. 90% арендодателей повели себя в сложившейся ситуации очень адекватно: кто-то полностью отменил арендные платежи и предоставил льготные условия, чтобы мы смогли набраться сил и выйти в осень. Наша позиция такова — если мы не пользуемся помещениями, то и не должны за них платить. Но! Мы понимаем, что арендодатель все равно несет расходы на содержание здания, на его охрану, на оплату коммунальных услуг, на налоги — и частично погасить ему эти затраты мы готовы, в разумных пределах.

Но говорить о том, что сеть выжила, можно будет не раньшей следующей весны. Сейчас еще не так много времени прошло.
— Антон, как себя чувствует отрасль сейчас?
— Мы наблюдаем так называемый отложенный спрос. Ведь когда люди два месяца отказывали себе в покупках, с открытием магазинов они все же побалуют себя новыми вещами. Тем более, что лето никто не отменял, да и не все готовы перейти на онлайн. Так что сейчас есть продажи, и достаточно неплохие. Но проблема в том, что мы не работали все это время, и, соответственно, недополучили огромную сумму выручки, которую планировали потратить на закупку новой коллекции. Поэтому, как мы полагаем, основные проблемы, с которыми столкнется отрасль, будут осенью.

Опять же, текущий спрос — это, как я предполагаю, временное явление. Ведь многие пострадали: кому-то сократили зарплату, кто-то потерял работу. А если упали доходы, то упадет и спрос. Соответственно, дальнейшие покупки люди будут совершать более осознанно, приобретая только самое необходимое, исключая спонтанный шопинг.

Все-таки бизнес по продаже модной одежды имеет большую эмоциональную составляющую, и приобретение таких вещей связано не столько с необходимостью что-то носить, сколько с желанием получить положительные эмоции.

Второй момент — это то, что пострадали сами компании, поскольку, как я уже говорил, те доходы, которые они недополучили, планировалось потратить на закупку новой коллекции. Соответственно, ассортимент товаров на прилавках магазинов одежды осенью будет очень сильно зависеть от того, сколько денег они смогут найти на его закупку. Безусловно, ассортимент будет сокращен в пользу базовых вещей, а значит, неизбежно и падение оборота. Более того, я полагаю, что к осени мы увидим много закрывающихся магазинов.

— Это касается, как я понимаю, практически всех компаний, которые занимаются продажей одежды. Как переживает текущий кризис Lime? Растущие продажи в интернет-магазине помогли вам?
— Наша сложность в том, что мы не торгуем базовыми вещами, поэтому нам особо нечего сокращать в ассортименте. Конечно, интернет-магазин помог нам получить хоть какие-то деньги в период, когда розничная сеть не работала. Но надо понимать, что выручку розничной сети интернет-магазин просто не может перекрыть. По сути его оборот сопоставим с оборотом одного розничного магазина — хорошего, но одного. Поэтому мы, конечно, понесли серьезные убытки. Но благодаря интернет-продажам нам все же удалось закрыть свои операционные расходы.

Кроме того, наша хорошая репутация как бизнес-партнера сделала свое дело: наши поставщики пошли нам навстречу и порой «отгружали» товар без оплаты. Могу вам сказать, что у многих, даже известных, компаний такой возможности нет.

Также мы провели переговоры с управляющими торговых центров и практически со всеми смогли договориться об уменьшении либо полной отмене арендной платы. 90% арендодателей повели себя в сложившейся ситуации очень адекватно: кто-то полностью отменил арендные платежи и предоставил льготные условия, чтобы мы смогли набраться сил и выйти в осень. Наша позиция такова — если мы не пользуемся помещениями, то и не должны за них платить. Но! Мы понимаем, что арендодатель все равно несет расходы на содержание здания, на его охрану, на оплату коммунальных услуг, на налоги — и частично погасить ему эти затраты мы готовы, в разумных пределах.

Но говорить о том, что сеть выжила, можно будет не раньшей следующей весны. Сейчас еще не так много времени прошло.