— Расскажите о туристическом потенциале Самарской области.
— Туристические возможности Самарской области разнообразны. Наиболее приоритетным видом туризма для нас является экологический. В регионе расположены уникальные природные объекты и различные исторические достопримечательности. Здесь необходимо и дальше развивать экологический туризм. Только в нашем регионе Волга делает огромный изгиб, огибая Самарскую луку, единственный в свое роде уголок в стране. Здесь соседствуют сразу две особо охраняемые природные территории — национальный парк «Самарская Лука» и Жигулёвский государственный природный биосферный заповедник им. И. И. Спрыгина. Экологический маршрут и старинные села привлекают большое количество гостей. Только в августе месяце текущего года территорию «Самарской Луки» посетило почти 300 тысяч туристов, а по итогам прошедшего года туристический поток в нашу главную жемчужину составил 1,2 миллионов человек.
Путешествия по Самарской области чаще всего, безусловно, начинаются с Самары. Созданная благодаря ЧМ-2018 инфраструктура позволяет удовлетворить самых взыскательных туристов. В этом году мы по-новому презентуем потенциал Тольятти для гостей. Для туристов Тольятти часто позиционируется, как город технических открытий и проектов. Но это не просто индустриальный центр, столица отечественного автопрома, как думают многие. Для туристов Тольятти должен позиционироваться, как город технических открытий и проектов. Гостям будет интересно посмотреть уникальную коллекцию различной техники и вооружения в Парковом комплексе истории техники имени К. Г. Сахарова. Мы также знакомим туристов с музеем АвтоВАЗа и клубом любителей исторических автомобилей LADA History. Наряду с Самарой Тольятти также может смело претендовать на звание «город-курорт». На побережье Куйбышевского водохранилища формируется туристско-рекреационный кластер с санаториями и базами отдыха. Здесь очень популярны активные виды отдыха, регулярно проводятся различные соревнования по серфингу, кайтингу, вейкбордингу, виндсерфингу. Пять яхт-клубов Автограда работают над реализацией различных направлений для туристов. Стоит отметить, что мои хорошие знакомые после круиза по Волге на теплоходе больше всего запомнили именно посещение Тольятти. И здесь, несомненно, сработал эффект неожиданности: вряд ли они думали, что город может так удивить.
Сызрань, прежде всего, позиционируется как купеческий город. Здесь развит и событийный туризм, прежде всего, благодаря раскрученному фестивалю «Сызранский помидор». В настоящее время решается вопрос по обеспечению захода крупных судов. Рядом с речным портом создается новое городское общественное пространство — набережная реки Сызранка, в шаговой доступности находятся основные достопримечательности.
— Насколько повлияла на развитие отрасли пандемия COVID-19?
— Пандемия коронавируса повлияла на туристическую отрасль, наверно, больше остальных. Многие объекты были закрыты, кто-то работал с низкой загрузкой из-за вынужденных ограничений. Период с начала года я бы разделил на три части. С 1 января до середины марта рост по основным показателям развития отрасли туризма составил 11%. Причем, в январе рост достигал 22%. Во втором квартале было зафиксировано падение рынка в среднем на 90%. В июле-августе ситуация стабилизировалась: рост по основным показателям отрасли составляет 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В настоящее время никаких ограничений нет. Работают все коллективные средства размещения, естественно, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. Сетевые отели по требованию управляющих компаний вводят даже дополнительные средства обеспечения безопасности. У нас нет ограничений по передвижению между регионами, работают объекты общепита, открыты музей, разрешены экскурсии. Тенденция этого года: более продолжительный период пребывания гостей в Самарской области и расширение географии туристов. В июле-августе прошлого года среднее время пребывания в регионе составляло три дня и две ночи. География туристов насчитывала 38 регионов РФ. В текущем году — пять дней и четыре ночи. При этом регион посетили представители 62 субъектов РФ. Раньше к нам приезжали в основном жители регионов, близких к Самарской области географически. Сегодня ситуация меняется. К нашему удивлению, основной туристический поток — это жители Свердловской и Челябинской областей. На втором месте — регионы ПФО, особенно Оренбуржье и Ульяновская область. И только на третьей позиции — туристы из Москвы.
— Ситуация с закрытыми границами может стать толчком для развития внутреннего туризма?
— Как минимум, у нас есть период, которым нужно воспользоваться, чтобы еще лучше показать россиянам наши туристические возможности. Несомненно, это шанс для Самарской области.
Дальнейшее развитие туристической отрасли зависит от реализации маркетинговой стратегии. Надо разрушать сложившиеся стереотипы, что у нас нечего посмотреть, у нас нет качественного отдыха. Все это есть в Самарской области. Приезжающие совершают настоящие открытия для себя. Людям нравится отдыхать на берегах красивой и широкой реки, которой может похвастаться далеко не каждый регион.
Возможности созданной благодаря ЧМ-2018 инфраструктуры пока опережают спрос среди туристов. Но нам надо работать над дальнейшим продвижением туристических возможностей региона, в том числе и для иностранцев.
— Что нужно сделать для увеличения потока иностранных туристов?
— Основным сдерживающим фактором является визовая формальность. Однако и здесь происходят существенные изменения. С 1 января 2021 года жителям некоторых стран станет доступна электронная виза. Туристы смогут оформить документ для посещения России в несколько кликов на компьютере или смартфоне.
Изменить ситуацию также способно увеличение географии полетов из региональных аэропортов, минуя Москву. Деятельность в этом направлении также ведется. Нам же, повторюсь, надо активно работать над продвижением региона.